Russian English

Чьим агентом был Борис Ельцин?

Лев Пономарев

В этом году, 12 июня, исполняется 25 лет со дня выборов первого президента России Бориса Ельцина. Для меня 12 июня праздник именно поэтому, а не потому, что в 1990 году именно в этот день была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Принятие декларации было скорее заявлением о намерении построить демократическую страну. А вот выборы президента России под лозунгами, которые провозглашали власть народа, независимость парламента, независимость судебной власти, неприкосновенность частной собственности — это уже было победой.

Правда, эту победу почти через два месяца в августе 1991 года ГКЧПичсты пытались у народа отнять. Но ничего не получилось, потому что во главе Росси уже был всенародно избранный президент. В августе будет также 25 лет победе над ГКЧП, но для меня эти две даты сливаются. Не был бы Ельцин выбран 12 июня 1991 года, народ не смог бы остановить попытку возрождения советской империи в августе.

Я вспоминаю выборы 12 июня 1991 года с ностальгией не только потому, что я был моложе на 25 лет. Но в основном благодаря духу праздника, который сопровождал эту всенародную поддержку Ельцина.

Мои слова могут казаться субъективными — ведь я поддерживал Ельцина, входил в руководство ДемРоссии, опираясь на которую Ельцин шел в президенты. Но каждый может убедиться в справедливости моей оценки, познакомившись с воспоминаниями Николая Рыжкова, который был выдвинут на этих выборах от КПСС и с огромным разрывом проиграл. Его статья называется «Тайна победы Ельцина», и из нее становится понятно, что никакой тайны-то и нет. Вспоминая эти выборы, Рыжков говорит, что они были абсолютно честные, и он понимал, что проиграет — поддержка Ельцина народом была очень велика. До сих пор в некоторых нездоровых головах бытует мнение, что победа демократии в России и победа Ельцина на выборах — результат заговора Госдепа США. А на самом деле, если Ельцин и был чьим-то агентом, то агентом народа.

Тогда еще не были выстроены бюрократические структуры, которые потом изолировали президента. Общение было открытым и искренним. Избирательная кампания почти не финансировалась — денег в стране не было. Я был в то время депутатом Верховного совета РСФСР. Вспоминаю, как я на машине приезжал в аэропорт Домодедово, проезжал на летное поле и прямо в кабины самолетов передавал пачки листовок в поддержку Ельцина. Летчики по собственной инициативе брали листовки и отвозили их на Камчатку и в другие удаленные районы страны.

Это событие в истории России показывает, что наша страна вовсе не населена беспомощным населением, которое не может определить свою судьбу. В 1991 году несмотря на десятки лет обработки и запугивания тоталитарным режимом россияне рискнули выбрать свободу и демократию. Никаких политологов тогда не было, денег тоже не было, зомбирования через телевизор тоже. Это был вполне осознанный выбор.

К сожалению, уже через несколько лет после этих выборов Россия пошла по пути потерь недавно завоеванных прав и свобод человека. С одной стороны, это естественный процесс отката после каждой революции. С другой стороны, стечение обстоятельств, в первую очередь, трагическая война в Чечне, обусловленная распадом империи СССР. В итоге президента окружили олигархи и чекисты, и связь его с демократическим обществом прервалась.

Но реакция — торжество имперских сил — которую мы наблюдаем сейчас в путинское время — явление временное. И опыт той победы показывает, что стремление к свободе есть в российском менталитете. А это значит, что оно в какой-то момент проснется.

Как известно, любая страна движется в ту или иную сторону не под влиянием большинства, которое обычно инертно, а под влиянием небольшого процента консолидированных, убежденных и активных людей. Так было и тогда — сторонники демократии увлекли за собой население, и огромная энергия была направлена на победу Ельцина.

Сейчас эта прогрессивная думающая часть населения в апатии. Этому много разных объяснений. Но я и мои друзья верим, что победа демократии в России возможна вновь.

Лев Пономарев, лидер движения «За права человека», член Московской Хельсинкской Группы

Источник: Эхо Москвы, 11.06.2016

Страна: