Russian English

Это чудовищно, что происходит в Чечне

Светлана Ганнушкина

9 января в Чечне был задержан глава чеченского «Мемориала» Оюб Титиев — ему вменяют статью о незаконном обороте наркотиков. О личности и деятельности правозащитника, а также о правдоподобности предъявленных ему уголовных обвинений рассказывает председатель комитета «Гражданское содействие», член Совета и руководитель Сети «Миграция и Право» правозащитного центра «Мемориал», лауреат премии Московской Хельсинкской Группы Светлана Ганнушкина.

То, что сегодня произошло с Оюбом — очень агрессивное и открытое наступление на «Мемориал». Оюб был центральной фигурой в чеченском «Мемориале», и единственной фигурой, которая была на виду. Конечно, о нем знали. Уже давно, по нашим сведениям, Кадыров на каких-то своих встречах упоминал его. Сначала не называя по имени, а потом и называя. Хотя никакой противозаконной деятельности «Мемориал» ни в Чечне, ни где бы то ни было, не вел и не ведет. «Мемориал» — это организация, которая занимается защитой прав человека и мониторингом соблюдения этих прав.

Оюб — очень сильная личность. Он обладает тем свойством, которое я больше всего ценю в людях, а особенно в мужчинах — это надежность и умение брать на себя ответственность. Мы с ним знакомы с начала 2000-х, когда у нашей организации появились офисы в Чечне. Сначала, в лучшие времена, у нас их было четыре, теперь остался один. Оюб начал работать в Гудермесском офисе. Он сразу включился в правозащитную деятельность. Это не было для него просто местом работы. Он сразу был очень активен, даже поначалу был не всеми принят, потому что немедленно стал высказывать свое мнение по поводу того, как и что делается.

С тех пор мы работаем вместе. Оюб работает не только в «Мемориале». Он также сотрудник нашего комитета «Гражданское содействие». Он работает у нас в проекте, который называется «Защита жителей Северного Кавказа от дискриминации в пенитенциарной системе». У него телефонная горячая линия, к нему обращаются родственники осужденных, иногда звонят сами осужденные.

Этот проект существует уже много лет. Начался он в 2000-е. Была одна чеченская война, потом вторая, потом войны вроде как утихли. Но в тюрьмы попало много жителей Чечни, и их положение там было очень тяжелым.

Они и их родственники стали обращаться за помощью в «Гражданское содействие», хотя, вообще говоря, наша организация всегда занималась помощью мигрантам. Именно в общении с Оюбом возникла идея этого проекта содействия осужденным.

Чеченские президенты, начиная с Кадырова-отца, потом Алу Алханов, потом Кадыров-младший, заявляли, что они помогут чеченцам, которые находятся в заключении, что они защитят их от дискриминации и проверят их дела на соответствие закону. И ни один этого не сделал. А Оюб это делал, пытался помочь, настолько, насколько это в наших силах.

Мы давно понимали, что Оюбу грозит опасность. Одно время он жил с семьей в Европе. Но потом они вернулись. Потому что они, черт бы их побрал, патриоты. Чеченцам вообще очень трудно жить в эмиграции, они очень любят свою землю. Конечно, если бы его семья находилась там, было бы спокойнее. Потому что семья — это то, на что давят прежде всего. Все чеченцев берут на том, что угрожают расправой их близким. Мол, если ты не признаешь, что это были твои наркотики, то изнасилуют твою сестру или убьют твоих детей. И в Чечне все понимают, что это не пустые угрозы.

У меня нет ни малейшего сомнения в том, что наркотики ему подложили. И в Чечне в этом никто не сомневается ни одной минуты. Это такая отлаженная система фабрикаций, которые происходят каждый раз с теми, кто оказывается неугоден. В этом смысле наркотики — очень удобная вещь. То же самое было с журналистом Гиреевым, с правозащитником Русланом Кутаевым. Кутаев вообще борец за правильный образ жизни, не курит и не пьет, он даже меня ругал за то, что я мало двигаюсь. Оюб, я знаю, даже не садится за стол, где есть вино. И абсолютно точно ни к каким наркотикам он не может иметь никакого отношения. Это совершенно наглая и откровенная фальсификация, которая, как обычно, направлена против тех, кого Кадыров в какой-то мере считает своими оппонентами. Вот, решили так отметить новый год.

Об аресте главы чеченского «Мемориала» Оюба Титиева стало известно утром 9 января. Его задержали из пути на работу из села Курчалой Чеченской республики люди в форме сотрудников правоохранительных органов. Позднее автомобиль Титиева обнаружили на территории Курчалоевского РОВД. В течение дня к задержанному не пускали адвоката. Ближе к вечеру адвокату стало известно, что против Титиева возбудили уголовное дело по статье 228 УК (незаконный оборот наркотиков). Представители чеченской полиции заявили, что в машине Титиева якобы был обнаружен «полимерный пакет с веществом растительного происхождения со специфическим запахом марихуаны весом примерно 180 граммов». О задержании правозащитника уже стало известно главе Совета по правам человека при президенте Михаилу Федотову и уполномоченному по правам человека Татьяне Москальковой.

Страна: