Russian English

Почему в Беларуси важно принять отдельный антидискриминационный закон

Олег Гулак

Белорусские негосударственные общественные организации приняли декларацию о необходимости создания в Беларуси отдельного антидискриминационного закона в защиту геев, лесбиянок, ВИЧ-позитивных, мигрантов и людей с инвалидностью. Почему в Беларуси важно принять такой отдельный закон?

Олег Гулак, председатель Белорусского Хельсинкского комитета, говорит, что проблема уязвимых групп — определенно не проблема большинства.

— Это проблема тех, кого в обществе меньше и кто меньше защищен. Интересно ли это большинству белорусов? Большинству это всегда неинтересно. Это как раз интерес тех, кого в обществе меньше видят. В этом смысле важно понимать, что роль государства и руководящих элит в том, чтобы помогать таким людям.

Олег Гулак уверен, что многие белорусы просто не понимают, что их права нарушают, и именно поэтому не обращаются с такими кейсами в суд.

— Нет ни определений, ни механизмов. Мы не можем судить о распространенности проблемы дискриминации по наличию или отсутствию судебной практики по этой проблеме. Наоборот, именно потому, что нет антидискриминационного законодательства, люди не видят, как им можно воспользоваться.

Правозащитник обратил внимание на то, что белорусское общество не самое проблемное в плане дискриминации, но это не значит, что вопросов нет. Самой масштабной дискриминацией в Беларуси он считает гендерную, то есть по признаку пола.

— Общество практически пополам поделено на мужчин и женщин, и с точки зрения представителей дискриминируемой группы гендерная проблема наиболее масштабная. Но с другой стороны такая дискриминация наиболее привычная, и масса людей считают, что все нормально. В то же время есть загнанные в подполье группы людей, которых почти не видно, и их дискриминируют на каждом шагу.

Олег Гулак считает, что несмотря на то, что в Конституции и международно-правовых положениях, к которым Беларусь присоединилась, есть моменты о недопустимости дискриминации, стране все равно нужен отдельный закон. В Беларуси нет судебной практики применения напрямую Конституции и международных норм.

— У нас удобнее пользоваться национальным правом: оно понятнее, его больше изучают, проще применять. Для этого и нужно национальное законодательство, оно должно быть проработано на уровне понятийного аппарата, должны быть определения, которые дают понимание проблемы, инструменты и контролирующие органы.

Источник: TUT.by, 10.10..2017

Страна: