Russian English

За людей, у которых топчут человеческие права

Абдуфаттах Маннапов

К 90-летию Людмилы Алексеевой – известного правозащитника, общественного деятеля, публициста

The future belongs to those who believe in the beauty of their dreams.

Eleanor Roosevelt

Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты.

Элеонора Рузвельт

XXI век мчится словно кто-то за ним гонится. Дни, недели, месяцы, годы как-то незаметно и торопливо улетают друг за другом. Быстротечность не мешает выявлению тех, кто обладает «махатмой» – возвышенной душой и самоотверженно, бескорыстно помогает людям. Людмила Михайловна Алексеева, одна из уникальных и неутомимых правозащитников, общественных деятелей, публицистов обладает возвышенной душой – «махатмой», много лет осуществляя правозащитную деятельность, более 21 года будучи председателем Московской Хельсинкской Группы (далее: МХГ) – старейшей и известнейшей правозащитной организации в бывшем СССР и России, защищая людей, у которых топчут человеческие права и свободы в России, постсоветских странах, снискала огромное уважение, симпатию и любовь мыслящих, самостоятельных личностей этих стран. Её повседневное, настойчивое, спокойное и упорное отстаивание интересов наиболее обездоленных, наиболее страдающих людей, в связи игнорированием их прав и свобод со стороны злых и ненасытных властителей и их приспешников, известно немалому количеству читающей публики в мире.

В контексте становления МХГ, в мае 1976 года, Л. М. Алексеева отмечает важное предназначение правозащитников: «…вокруг Хельсинкской группы, – и Московской, и остальных, – собрались активисты разных независимых движений, которые существовали в Советском Союзе – и национальные, и религиозные, и правозащитные. На почве национальной идеи невозможно создать единство разных наций – каждый за себя. То же самое – с религиозными движениями. А правозащитники – мы за всех». У неё в «Истории инакомыслия в СССР» читаем: «Требование соблюдения законности в советских условиях является революционным, так как это, по существу, требование к советскому государству перестать быть тоталитарным, стать демократическим. Соблюдение этого требования означало бы изменение характера власти, изменение всего жизненного строя. Между тем правозащитники принципиально отвергают насилие для осуществления какой бы то ни было цели, осуждают его и никогда к нему не прибегают». Мудрые утверждения, «правозащитники – за всех, отстаивают законность, демократию, они против тоталитаризма, напрочь отвергают насилие как способ достижения какой бы то ни было цели», находятся в сердцевине правозащитного движения как таковое и до сих пор не потеряли своего жизненного значения. Конечно, это не относится к тем хамелеонам – перевертышам, которые лишь носят маску правозащитников или независимых журналистов, но на самом деле прислуживают диктаторским режимам.

Л. М. Алексеева сыграла исключительно важную роль в организации и работе всероссийского гражданского движения «Стратегия-31». Это движение защищало права жителей страны на свободу разных мирных форм собраний, закрепленные в 31-й статье Конституции: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Но власти России и Москвы страшит мирная активность граждан, которые пытаются выразить протест против коррупции и произвола чиновников, как спрут охватывающих страну, милитаризма и поповщины, непомерного сокращения бюджетных средств на социальные нужды – поддержку малообеспеченных семей, здравоохранение, образование, пенсии и т. д. Акции «Стратегии-31» проходили 31 числа месяца, в Москве на Триумфальной площади. Движение охватило более сорока регионов России и получило поддержку во многих странах в среде зарубежных русскоязычных диаспор. Акции движения грубо и порой жестоко разгонялись силовиками и сопровождались массовыми задержаниями. Была задержана и Людмила Михайловна, помещена в полицейский автобус. А когда один из офицеров, узнав Л. М. Алексееву, объявил ей, что она свободна и может покинуть полицейский автобус, она отказалась и ответила, что уйдёт лишь тогда, когда будут освобождены все незаконно задержанные.

В этой связи вспомнил далёкие годы, конца прошлого и начала нынешнего века, когда функционирующим в Москве «Обществом содействия соблюдению прав человека в Центральной Азии», где я вначале работал исполнительным директором, позже сопредседателем, регулярно организовывались пикеты – митинги возле посольства Узбекистана против режима государственного террора И. Каримова, с требованиями-лозунгами «Свободу политическим заключенным!», «Остановите репрессии против демократической оппозиции, правозащитников!», «Диктатор Каримов – брысь от светских и религиозных инакомыслящих!», «Напомните Каримову о наличии Конституции и законов в Узбекистане!», «У Каримова ампутирована совесть, ибо по его приказу фабрикуются уголовные дела против совестливых граждан!» и др. Людмила Михайловна, несмотря на чрезвычайную занятость, всегда по многим вопросам помогала нам, защищала, поддерживала нас, а также со своими сотрудниками выходила на эти пикеты – митинги. Её присутствие вдохновляло, окрыляло участников.

К сожалению, властители России стремятся догнать диктаторские режимы, господствующие в странах Туркестана – Узбекистане, Казахстане, Туркменистане, Таджикистане, Киргизстане, по части игнорирования баланса – системы сдержек и противовесов между Исполнительной, Законодательной и Судебной ветвями власти, искоренения свободных СМИ и топтания прав и свобод, данных гражданам Конституциями стран, репрессий против демократической оппозиции, светских и религиозных инакомыслящих, используя послушные, карманные – парламенты, судебные органы, силовые структуры – издающие антиконституционные «законы», выносящее угодные «президентам» и их клике «приговоры», выполняющие «любые» приказания «сверху» и т. д. В контексте этих печальных процессов заявление МХГ «Тоталитаризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации» стало набатом – призывом к соблюдению Конституции и недопущению сползания страны в джунгли беззакония – номенклатурного беспредела.

Отмена собравшегося съезда Российской Академии Наук, желание мошеннически, принудительно провести «Реновацию» (бесполезную для малоимущих, но сулящую баснословные доходы монополистам и бюрократам) вопреки интересам и желаниям большинства москвичей, закрывание глаз на предполагаемый вопиющий уровень коррупции Д. Медведева и чиновничества, репрессии против участников протеста «дальнобойщиков», «тракторного марша» краснодарских фермеров, неадекватно жестокое подавление силовиками мирных собраний, выступлений, пикетов жителей, явные признаки произвола, беззакония и топтания прав и свобод российских граждан. «И во всех этих случаях – одно и то же: коррупция во власти и монополизм в экономике, и применение силы государства против народа в защиту ограниченного числа олигархов и разворовывающих бюджетные деньги чиновников, имеющих доступ к Президенту. Подобный тоталитарный, «дворцовый» способ правления по самой своей сути не содержит предсказуемого механизма преемственности власти, что порождает нестабильность и угрожает национальной безопасности Российской Федерации», – подчеркивается в заявлении, подписанном Л. М. Алексеевой и другими членами МХГ.

Стремление властей сокрыть информацию о потерях личного состава Министерства обороны России «в мирное время в период проведения специальных операций», когда войсковые подразделения страны участвуют в сирийской, крымской, восточно-украинской военных авантюрах, говорят о немалом количестве потерь среди них. Правозащитники и журналисты обратились в Верховный Суд с жалобой о том, что президент России не имел права своим указом ограничивать доступ граждан к данным о гибели военнослужащих в мирное время в период проведения так называемых «специальных операций». Суд признал законным это ограничение. И этим способствовал усилению армейского беспредела, так как для начальников иногда жизнь солдата «гроша не стоит», нередки прискорбные реалии «дедовщины» и жестокости. Указ президента о засекречивании гибели военнослужащих в мирный период приведет к еще большей закрытости войск и это не способствует решению имеющихся армейских проблем, считает Л. М. Алексеева. «Если человек погиб в мирное время по вине своего командира или во время операции по обезвреживанию запасов взрывчатых веществ на складах, что, общество не вправе требовать правды о том, что произошло? Мы имеем право знать, что там происходит», – подчеркнула она.

В «Поколении оттепели» читаем, как Людмила Михайловна, обращаясь к Сергею Адамовичу Ковалеву, говорила: «Мы в каждодневной своей жизни решили руководствоваться принципом «хочу быть честным», не хочу врать, и самым фактом такого поведения строили, как ты, Сережа, сказал, фундамент для далекого будущего, когда все-таки человечество, если не погибнет, придет к тому, что политика должна быть нравственной, поскольку безнравственная политика не дает желаемых результатов. Так, может быть, в этом и есть наше предназначение?». Исторический пример правителей и режимов постсоветских республик Туркестана – Узбекистана, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана, Киргизстана показывает насколько «безнравственная политика» – игнорирование Конституции, верховенства законов и нравственных ценностей губительно для граждан, стран и народов. Наиболее одиозный среди них тиран Ислам Каримов 27 лет, два месяца и девять дней удерживал власть в Узбекистане, используя государственный террор против демократической оппозиции, правозащитников, светских и религиозных инакомыслящих, честных бизнесменов, управленцев, свободолюбивой интеллигенции, молодёжи, грабёж национальных богатств и коррупцию возвел в ранг «благодеяний» и растоптал возникшие в период перестройки, первые годы независимости, ростки гражданского общества, парламентаризма, плюрализма.

Каримов неоднократно отдавал приказы на расстрел, массовое истребление – геноцид мирно протестующих граждан. Под предлогом борьбы с исламским терроризмом и экстремизмом, Каримов изолировал страну колючей проволокой, установил на протяжении государственной границы сотни тысяч, миллионы мин; пытки, жестокое обращение силовиков с критиками режима, неугодными лицами превратил в повседневную трагическую норму. Он, не жалея валюты, используя СНБ (КГБ), дипломатические представительства, лоббистские компании, пытался дезинформировать западные, американские правительственные органы, особенно их спецслужбы, и добивался дискредитации, травли представителей узбекской демоппозиции, правозащитников, публицистов, живущих за рубежом и пишущих, говорящих правду о каримовских преступлениях. После его смерти положительные инициативы нового президента Узбекистана Шавката Мирзиёева пока исчезают как вода, проливаемая в песок, так как каримовский режим не демонтирован, ключевые посты до сих пор занимают старые кадры, они хотят увековечить «дела» и память тирана. В связи с отмеченными фактами, уместно повторить слова Людмилы Михайловны о том, что «политика должна быть нравственной, поскольку безнравственная политика не дает желаемых результатов».

Людмила Михайловна Алексеева имеет мечту – веру, что Россия и те постсоветские страны, где пока правят диктаторские или авторитарные режимы, обязательно станут демократическими, правовыми, свободными, где будут уважать человека и его права, свободы. Так как это сознательное или бессознательное желание большинства граждан, народа этих стран, реализация внутренней логики цивилизации. Всеобщая Декларация Прав Человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Она исходя из этих и других положений Декларации, очень много лет защищая людей, у которых топчут человеческие права и свободы, проявила несомненную веру в красоту своей мечты. Она все эти годы своей правозащитной помощью излучает, распространяет флюиды человеколюбия – добро, сострадание, уважение, чуткость, бескорыстие, сочувствие и свет. Поэтому будущее принадлежит Людмиле Михайловне и её соратникам, друзьям, сподвижникам, ученикам, почитателям, последователям, которые так же верят в красоту своей мечты и выступают за людей, у которых топчут человеческие права, свободы.

Абдуфаттах Маннапов, правозащитник, кандидат философских наук, доцент (St. Louis, Missouri, USA)

20.07.2017

Источник: turonzamin