Russian English

HRW: Власти России продолжают наступление на права человека

Оюб Титиев рядом с портретом погибшей Натальи Эстемировой в грозненском офисе Мемориала, Грозный. © 2011 Мария Шищенкова

2018-й год в России характеризовался последовательным продолжением курса на сужение пространства для инакомыслия, политической оппозиции и гражданского активизма, отмечает международная правозащитная организация Хьюман Райтс Вотч в своем Всемирном докладе - 2019.

Под флагом защиты «традиционных ценностей» и борьбы с экстремизмом власти все больше ограничивали свободу слова. Многие правозащитники, гражданские и политические активисты, адвокаты, обычные граждане пострадали за несогласие с заданной сверху политической повесткой.

«Ситуация с правами человека в России ухудшается год от года, – говорит Таня Локшина, замдиректора Хьюман Райтс Вотч по Европе и Центральной Азии. – Российское гражданское общество держит удар, продолжая отстаивать достоинство личности и основополагающие свободы, но под сильнейшим давлением государства делать это становится все труднее».

674-страничный, 29-й по счету ежегодный Всемирный доклад Хьюман Райтс Вотч содержит обзор ситуации с правами человека за 2018 год более чем в 100 странах мира. В своем вступительном эссе исполнительный директор организации Кеннет Рот отмечает нарастающее сопротивление популистам, сеющим ненависть и нетерпимость во многих странах. Новые альянсы приверженных правам и свободам правительств, зачастую формирующиеся по инициативе гражданских групп и общества и поддерживаемые ими, повышают издержки автократических эксцессов. Успех таких инициатив свидетельствует о возможности – и обязанности – защищать права человека даже в трудные времена.

Власти России продолжали использовать размытое антиэкстремистское законодательство для уголовного преследования за инакомыслие в постах, репостах и мемах, говорится в докладе Хьюман Райтс Вотч. Нарастает давление на свободу художественного творчества. Идет наступление на популярных среди молодежи рэперов и других исполнителей.

Правительство предприняло безуспешную попытку заблокировать интернет-мессенджер Telegram в России после отказа администрации сервиса предоставить спецслужбам ключи шифрования трафика.

Были приняты законы о санкциях для новостных агрегаторов за выдачу ссылок на запрещенные в России ресурсы и об ограничении доступа к сайтам и веб-страницам в случае неудаления информации, признанной порочащей честь, достоинство и деловую репутацию. На рассмотрении в парламенте находится законопроект об «автономном Рунете», предусматривающий возможность блокировки доступа к «внешним» сайтам и фильтрации трафика – как внешнего, так и внутреннего. В то же время позитивным шагом стала декриминализация в декабре первого случая возбуждения ненависти либо вражды в интернете и в СМИ с наступлением уголовной ответственности за повторное нарушение в течение года.

Государство фактически попустительствовало гомофобным нападениям. В реестр запрещенных ресурсов был внесен интернет-проект, посвященный вопросам ВИЧ-профилактики среди геев. На этом фоне редким позитивным моментом стало оправдание человека, обвиненного в нарушении закона о «гей-пропаганде».

В январе 2019 г. Российская ЛГБТ-сеть сообщила о новой волне облав на предполагаемых ЛГБТ в Чечне. Утверждается, что с 29 декабря по 14 января местные силовики забрали и подвергли пыткам около 40 человек.

После запрета Верховным судом в 2017 г. Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России по всей стране происходили задержания и притеснения верующих, десятки человек были привлечены к уголовной ответственности исключительно в связи с мирной религиозной деятельностью.

Власти раз за разом пресекали мирные оппозиционные протесты и арестовывали и штрафовали их участников, в том числе несовершеннолетних. Потенциальных участников протестов вычисляли в социальных сетях и подвергали давлению, а в некоторых случаях задержаниям.

«Закон об иностранных агентах» 2012 г. по-прежнему нависал дамокловым мечом над независимыми гражданскими группами, любую из которых могли признать иноагентом фактически за одно лишь получение иностранного финансирования. Саратовской региональной общественной организации инвалидов, больных сахарным диабетом, которая была создана еще в конце 1980-х гг., пришлось прекратить свою деятельность после внесения ее Минюстом в реестр иностранных агентов.

В октябре суд в Москве оштрафовал независимый интернет-журнал The New Times на беспрецедентную сумму 22,25 млн рублей (примерно USD 337 000). Изданию было вменено недекларирование иностранного финансирования.

В июле в Чечне начался и до сих пор продолжается суд над руководителем грозненского офиса правозащитного центра «Мемориал» Оюбом Титиевым, который был в январе арестован по сфабрикованному делу о хранении марихуаны. Уголовное преследование правозащитника вызвало широкое возмущение в стране и в мире. Адвокаты и коллеги Титиева сталкивались с притеснениями и угрозами. По фактам поджогов офиса «Мемориала» в Ингушетии и машины дагестанского офиса организации на данный момент никто к ответственности не привлечен. Глава Чечни Рамзан Кадыров публично угрожал правозащитникам, приравнивая их к террористам и обещая закрыть им доступ в республику.

В стране отмечается ухудшение ситуации с безопасностью активистов и правозащитников. Имели место нападения на экологов в Краснодаре и руководителя дагестанского офиса «Мемориала». Адвокату, которая предала гласности видеозапись пыток заключенного в ярославской колонии, после неоднократных угроз пришлось на время уехать из страны. В Краснодаре адвокат, консультировавший участников протестов о том, как им себя вести в ситуациях, чреватых произвольным задержанием, был сам задержан и избит полицией и подвергается преследованию по политически мотивированному уголовному делу.

В октябре лауреатом премии «За свободу мысли» имени Андрея Сахарова, которая ежегодно присуждается Европарламентом, стал украинский режиссер из Крыма Олег Сенцов, отбывающий 20-лений срок по сфабрикованному делу о терроризме.

В декабре известнейший 77-летний российский правозащитник Лев Пономарев провел под арестом 16 суток по административному делу о повторном нарушении законодательства о порядке организации и проведения публичных мероприятий в связи с постом в Facebook. При этом суд отказался отпустить Пономарева из-под ареста на похороны Людмилы Алексеевой – его друга, давней соратницы и первого лица российской правозащиты.

Российские власти так и не провели эффективного расследования в связи с облавой на геев в Чечне в 2017 г. и отказались возбуждать уголовное дело по заявлению единственного пострадавшего, решившегося обратиться в правоохранительные органы с таким заявлением. В ноябре 16 государств – членов ОБСЕ задействовали «Московский механизм» и назначили эксперта для проверки заявлений о нарушениях прав человека в Чечне. В декабре он представил Постоянному совету ОБСЕ свой доклад, в котором содержался вывод о том, что власти Чечни совершали внесудебные казни, пытки и другие нарушения, а федеральный центр, «как представляется, принял скорее сторону нарушителей, нежели пострадавших».

Отмена в 2017 г. уголовной ответственности за первые побои в семье привела к эскалации домашнего насилия, что в 2018 г. было признано рядом официальных лиц.

Несмотря на риск пыток, Россия возвращала искавших убежища выходцев из Центральной Азии в страны гражданской принадлежности и отказывала в убежище многим сирийцам.

Страна: