Russian English

"Мы не чувствуем себя в безопасности"

Оппозиционер из Магнитогорска Андрей Романов, в сентябре эмигрировавший в Финляндию по политическим мотивам, предоставил Znak.com текст своего обращения к правозащитным организациям России и Московской Хельсинской группе, которое, по его словам, он был вынужден написать из-за попустительства финских властей, не желающих обеспечить безопасность Романова и его семьи.

«Обращение к правозащитным некоммерческим организациям России. К Московской Хельсинкской группе.

Мы не чувствуем себя в безопасности.

После того, как мы объявили, что находимся в Финляндии, где попросили политического убежища, нас перевели в лагерь длительного проживания для беженцев, где мы не чувствуем себя в безопасности. Если в предыдущем лагере в Хельсинки был пропускной режим, везде стояли камеры видеонаблюдения, и администрация лагеря все контролировала, то тут этого нет. Лагерь территориально очень разбросан. Дома находятся в 1.0, 1.5 и даже в 16 км друг от друга. Можно просто уйти из лагеря, не поставив никого в известность о своем местоположении, и администрация лагеря может быть только через два дня, а может через пять дней будет тебя искать. Также не контролируется въезд посторонних людей и проход их в лагерь. Ввиду того, что мы находимся в международном розыске, а Челябинское УФСБ нас объявило в розыск также на территории Финляндской Республики – этот лагерь не обеспечивает нашего безопасного пребывания на территории Финляндии. Власти Финляндии нам ни в чем не помогают, кроме медицинского обслуживания. Нам отказано в пособии, за услуги адвоката нам приходится платить самим. Наш ребенок ходит за три километра в финскую школу.  Администрацией лагеря не проложен безопасный путь для нашего ребенка и других детей беженцев. Не выдано элементарных светоотражающих жилетов, чтобы водитель идущего автотранспорта мог видеть идущих детей. А с находящегося рядом завода по трассе едут большие фуры. Мы не говорим уже о том, что в лагере для нас не были созданы нормальные условия проживания. Нарушаются наши права и права нашего ребенка. Финские власти затягивают решение о предоставлении нам убежища на своей территории. Тем самым нас постоянно ставят в уязвимое положение. Нами были предоставлены неоспоримые доказательства того, что мы не можем вернуться на свою Родину. И обычно после этого процесс принятия решения ускоряется. О нашем положении ранее была проинформирована организация, помогающая нам и русским беженцем «Human Corpus». Так же мы сообщили об этом адвокату и постоянно обращаемся к администрации лагеря. Сегодняшнее наше обращение призвано проинформировать правозащитные некоммерческие организации России и Московскую Хельсинкскую группу. Если вдруг с нами что-то случится, то это только при полном попустительстве финских властей.

Андрей Романов, политбеженец, Финляндия».

Андрей Романов – известный в Магнитогорске оппозиционер, один из организаторов акций протеста, на которых критиковалась внешнеполитическая позиция России по отношению к Украине. В 2011 году на Романова и его жену Олесю Романову было заведено уголовное дело по части 1 статьи 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства») за выставленный в Интернете ролик. Дело не дошло до суда, однако в процессе расследования следователи приходили даже в детский сад, который посещала шестилетняя дочь Романовых, и пытались беседовать с ребенком. В Магнитогорске Романова неоднократно увольняли с работы. Так, осенью 2013 года он был уволен из треста «Теплофикация», где работал слесарем, за голодовку. Своей акцией Романов пытался вынудить администрацию предприятия обеспечить сотрудникам элементарные условия труда и повысить зарплаты. Голодовка продолжалась тридцать два дня: активист снял ее по настоянию врачей, предупредивших, что продолжение акции повлечет необратимые последствия для здоровья. В начале июля 2014 года Романова принудительно поместили в наркологический диспансер, но активист сумел оттуда сбежать.

Уголовное преследование Романова начато органами ФСБ 14 августа 2014 года. 3 декабря ему заочно предъявлено обвинение. 8 декабря он был объявлен в федеральный и международный розыск. 10 декабря 2014 года Центральным судом Челябинска по ходатайству следствия в отношении Романова была избрана мера пресечения в виде ареста на срок два месяца, который исчисляется с момента его доставления на территорию Российской Федерации. В настоящее время Романов с семьей находится вне пределов России – на территории Финляндии.