Russian English

Польские правозащитники посетили Брест и проехали с беженцами на поезде в Тересполь

Погранслужба Польши допускает многочисленные нарушения при обращении с гражданами Чечни, которые пытаются получить статус беженца в стране, утверждают представители Хельсинкского фонда по правам человека. Они посетили белорусский Брест с трехдневным визитом.

В рамках поездки Марта Щепаник (Szczepanik), координатор проектов и исследователь по миграционным делам Хельсинкского фонда по правам человека, и Марта Гурчыньска, юрист фонда, встретились с белорусскими коллегами, провели около 20 интервью с гражданами Чечни и проехали с ними на поезде Брест - Тересполь.

В поезде существует разделение пассажиров. «Мы узнали, что гражданам Беларуси и Евросоюза билеты продаются в первый-второй вагоны. Беженцы обычно садятся в остальные вагоны, - рассказала «Брестской газете» Марта Щепаник. - При паспортном контроле сначала выходят люди из первых двух вагонов. Когда выходят беженцы, никого уже нет».

По словам Марты Щепаник, белорусские коллеги уже пытались проехать на поезде Брест - Тересполь. Они взяли доверенность у беженцев, что имеют право представлять их интересы. Однако пограничники вывели правозащитников, и они не смогли присутствовать при подаче заявлений. Поэтому представители Хельсинкского фонда по правам человека попросили чеченскую семью купить им билеты, чтобы попасть в тот же вагон, где находились беженцы.

«У нас были доверенности от двух семей, и мы пытались до последнего момента не проходить паспортный контроль. Но нас заметили. Меня не сразу, потому что у меня черные волосы и черные глаза. Мою коллегу вывели. Сказали, что ей нельзя находиться. Но обосновать, по какому закону, не смогли», - отметила Марта Щепаник.

Правозащитницы настояли, чтобы у семей, интересы которых они представляют, приняли обращения в письменном виде. В итоге спустя час поступил звонок, что заявление одной из семей рассмотрят. «Я с семьей, которой отказали, вернулась в поезд. Моя коллега присутствовала на интервью, - поделилась правозащитница. - Мы не можем рассказывать подробности. Но, на наш взгляд, было много нарушений. Пограничники задают дополнительные вопросы, которые нигде не указаны. Они спрашивают, почему люди уехали. Если кто-то отвечает, что в Чечне опасно жить, существуют серьезные проблемы, никто не уточняет, какие проблемы. Вместо этого спрашивают: «Значит, вы за легкую жизнь?» Человек отвечает, что хочет работать, хочет, чтобы у детей было образование. И вот на это они записывают в декларацию, что человек едет по экономическим причинам».

Правозащитницы сомневаются в законности первого опроса, который проводят пограничники. Несколько таких опросов могут вестись параллельно, и у беженцев нет возможности свободно высказаться. «Многие подверглись серьезным преследованиям, но никогда не говорили этого на границе, потому что боятся, что окружающие люди их услышат. Они опасаются, что их слова передадут в Чечню и возникнет угроза для родственников, которые там остались», - пояснила Марта Щепаник.

Кроме того, постоянно подгоняют, говорят о том, что осталось много людей.

По словам правозащитниц, беженцы отметили, что в этот раз над ними «издевались меньше из-за нашего присутствия. Стулья принесли. Раньше такого не было, а когда мы приехали, стулья поставили».

Белорусские институции, по мнению Марты Щепаник, относятся к беженцам терпимо. «Семьям разрешают жить на вокзале. Некоторые говорили, что им нужно просто сидеть и не спать», - отметила она. В данный момент на вокзале в Бресте живут 6 семей, в том числе около 30 детей.

С проявлением нетерпимости правозащитница столкнулась, когда интервьюировала беженцев в одном из кафе. «Была женщина, которая очень боялась говорить, и потому я пригласила ее в кафе, - отметила Марта Щепаник. - Официантке это не понравилось. Она сказала, что из-за нас в заведении нет посетителей. Хотя посетителей не было и раньше».

Граждане Чечни, которые снимают квартиры, отметили, что некоторые арендодатели повысили плату за жилье. Выросли и цены на билеты на поезд, однако сказать, есть ли здесь прямая связь с наплывом беженцев, нельзя. Людям приходится тратить много денег.

В дальнейшем представители Хельсинкского фонда по правам человека планируют действовать несколькими путями. Они готовят доклад о ситуации, которую увидели на границе. «Когда доклад будет готов, мы хотим написать официальное обращение к главе погранслужбы», - подчеркнула Марта Щепаник.

Второй путь - юридический. «Мы хотели бы сделать все, что возможно в рамках административно-судебной процедуры в Польше, чтобы получить ответы на жалобы», - отметила собеседница «БГ».

По мнению Марты Щепаник, нарушение закона в отношении беженцев стало следствием смены польского правительства в октябре 2015 года. «Это правительство правое», - отметила она. С их стороны возможна большая толерантность к нарушениям подобного рода.