Russian English

Правительство Польши играет на националистическом недовольстве

26 января Сейм Польши поддержал в третьем чтении пакет законов о внесении изменений в законодательство об институте национальной памяти. Один из законопроектов, предложенный правопопулистскою партией "Кукиз'15", направленный на запрет "бандеровской идеологии", передает издание Zn.ua.

После падения коммунистического режима в 1989 году польское общество в основном дошло до более глубокого и детального понимания своей истории в 20-м веке. Ученые, общественные лидеры и некоторые высокопоставленные политики писали и говорили смело и честно о малоизвестных аспектах того, как нацистская Германия уничтожала евреев в Польше во время Второй мировой войны.

Теперь эти усилия могут быть перечеркнуты сомнительной попыткой польского правительства криминализировать заявления, в которых бы упоминалось о причастности поляков к преступлениям нацистов.

На страницах Financial Times обозреватель Тони Барбер напоминает, что соответствующий законопроект польский парламент принял 26 января. С точки зрения Израиля, время для этого документа в Варшаве выбрали очень неудачно. Поскольку 27 января отмечалась 73-я годовщина освобождения узников нацистского концлагеря "Аушвиц-Биркенау", расположенного неподалеку от Кракова.

Чтобы законопроект стал законом, его должны принять еще Сенат и президент Польши Анджей Дуда. Но с многих точек зрения вред уже нанесен. Старые стереотипы и политически напряженная атмосфера мешают трезвой оценке исторических фактов и мотивов польского консервативного националистического правительства, который продвигает законопроект.

Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху в ответ на польский законопроект заявил: "Никто не может изменить историю, и Холокост нельзя отрицать". В Варшаве ответили на эту критику, отметив, что цель инициативы не позволить умышленно или по ошибке употреблять выражение "польские концлагеря". Безусловно, речь идет о нацистских концлагерях на территории Польши.

При этом, польские чиновники напоминают, как президент Барак Обама в 2012 году во время выступления в Белом доме сделал такую ошибку. Вскоре он извинился. Председатель Центра памяти жертв Холокоста в Израиле Яд Вашем согласился, что выражение "польские концлагеря" ложное. Впрочем, он указал, что польский законопроект также может создать препятствия для обсуждений и изучения отдельных случаев участия поляков в совершении нацистских преступлений. Хельсинкский фонд по правам человека в Варшаве высказал те же опасения. Польское правительство уверяет, что такие опасения беспочвенны, потому что законопроект делает исключение для академических исследований.

Между тем, документ вызвал недовольство и в Украине, потому что он запрещает отрицание убийств поляков украинцами в 40-х годах на территории восточной Галичины и Волыни. Этот пункт законопроекта важен для более широкой националистической повестки дня правительства, сформированного партией "Право и Справедливость".

В 2001 году националисты атаковали профессора Принстонского университета польского происхождения Яна Гросса, который написал книгу под названием "Соседи". В ней он задокументировал сотни убийств евреев в городе Едвабне, которые совершили поляки в 1941 году. Однако, на 60-ю годовщину трагедии тогдашний президент Польши Александр Квасьневский выразил официальные извинения от имени польского народа. Той бойни уделяется большое внимание в Музее истории польских евреев, который открылся в Варшаве в 2014 году.

Этот шаг представляет наилучшую сторону посткоммунистической Польши, общество которой проявило достаточную зрелость, чтобы справиться с правдой прошлого. Новый законопроект Варшавы указывает на то, что правительство, которое уже вызвало на себя критику со стороны ЕС из-за подрыва верховенства закона, не стесняется играть на националистической теме ради политической выгоды.

Ранее Министерство иностранных дел Украины также выразило глубокую обеспокоенность в связи с принятием польским парламентом этого законопроекта. Украинское внешнеполитическое ведомство призвало официальную Варшаву к продолжению конструктивного диалога по чувствительным для обеих стран исторических вопросов.