Russian English

Правозащитники призвали наказать виновных в применении пыток в США

Правозащитные организации в США выступили с призывом открыть уголовное преследование в отношении тех официальных лиц государства, которые причастны к применению методов жестких допросов, описанных в сенатском докладе о пытках, к которым прибегали сотрудники ЦРУ при работе с людьми, подозреваемыми в террористической деятельности. Об этом сообщает «Интерфакс».

По мнению правозащитников, методы, применявшиеся ЦРУ для выбивания информации из задержанных после терактов 11 сентября 2001 года в США, шли вразрез с международным законодательством и нарушали основные права человека.

По словам исполнительного директора «Международной амнистии» по США Стивена Хокинса, «программа дала зеленый свет для совершения безнаказанных преступлений».

Публикуемый 9 декабря доклад, состоящий из 6 тыс. страниц и являющийся результатом многолетнего расследования сенатской комиссии, освещает практику применения пыток сотрудниками ЦРУ при допросе предполагаемых членов «Аль-Каиды». Эта практика была частью секретной программы, принятой президентом Джорджем Бушем-младшим после терактов 11 сентября 2001 года.

Нынешний президент США Барак Обама приостановил программу, когда вступил в должность в 2009 году, и признал, что методы, использовавшиеся американскими спецслужбами при допросах заключенных, равнозначны пыткам.

Краткое содержание доклада – на 480 страницах – было обнародовано демократами в верхней палате Конгресса США накануне публикации полного отчета.

Русская служба «Голоса Америки» попросила российских правозащитников прокомментировать ситуацию.

Председатель российского «Комитета против пыток» Игорь Каляпин неоднозначно воспринял доклад. «Конечно, то, что официальные агенты государства США применяли пытки, это шокирует, это ужасно, – рассуждает он. – Но публикация такого доклада, на мой взгляд, говорит о здоровье американского общества и о том, что в США здоровая политическая система».

Выход в свет доклада, безусловно, свидетельствует о том, что США с этой проблемой намерены разобраться всерьез, что страна выздоравливает от болезни, уверен Каляпин. «Основной параметр, который надо всегда здесь учитывать, как на такие факты реагирует общество и государство, – добавил он. – Потому пытки запрещены законодательством всех цивилизованных стран».

В силу этого у него определенный оптимизм вызывает реакция госструктур США. «Потому что доклад подготовлен не правозащитной организацией, а сенатской комиссией, – пояснил председатель «Комитета против пыток». – И то, что этот доклад вызывает возмущение, в том числе в США, это нормально. Именно это и является показателем морального здоровья страны».

Исполнительный директор движения «За права человека», член Московской Хельсинкской группы, автор книги «Российский Гулаг: убийства и пытки» Лев Пономарев полагает, что доклад стал достоянием гласности благодаря тому, что в США существует «реальный парламент». «Сенат, который ответственен перед своими избирателями, – уточнил он. – Поэтому когда тема пыток в ЦРУ стала общественно известной и стала попадать в СМИ, обсуждаться правозащитниками, то Сенат создал эту комиссию, а ее расследование было долгим, честным и беспристрастным».

По его словам, стоит лишь приветствовать, что США лишний раз показали: у них действуют демократические механизмы, и они в состоянии бороться с теми преступлениями, которые совершаются в государственных структурах. «Только сильные демократические страны, там, где развито гражданское общество, могут вовремя «стреножить» силовые структуры и спецслужбы. Я рад за американское общество, что оно оказалось способным это делать», – резюмировал Пономарев.

Глава представительства Международной амнистии в РФ Сергей Никитин назвал обнародование доклада правильным решением. «Теперь надо, чтобы последовало то, что называется оргвыводами», – констатировал он.

Игорь Каляпин считает, что в России обнародование аналогичного доклада невозможно. «Хотя уж поверьте, в России тоже есть, что написать в докладе о применении пыток, – говорит правозащитник. – Это связано не только с войной в Чечне. Пытки у нас часто применяются в полицейской практике, когда сплошь и рядом выбиваются показания, то есть людей с помощью пыток принуждают к самооговору, к даче показаний в отношении других лиц».

Кроме того, по его данным, побои регулярно практикуются в местах лишения свободы. «Про так называемую контртеррористическую операцию в Чечне я и говорить не буду. Это тема даже не для доклада, а для многотомного исследования», – подчеркнул Каляпин.

На его взгляд, главная беда России в том, что эти факты давно никого не шокируют. «У нас, в общем, все об этом знают, – свидетельствует он. – Но при этом нет адекватной реакции ни со стороны общества, ни со стороны государства. В итоге лица, допустившие пытки, как правило, остаются безнаказанными».

Председатель «Комитета против пыток» также отметил, что в России есть определенные плюсы. «У нас, например, никогда не старались признать пытки законными, – говорит он. – А в США такие попытки были, насколько я знаю. Но в России и нужды в этом нет. Пытки у нас зачастую можно применять совершенно безнаказанно, несмотря на их строжайший запрет».

Сергей Никитин пока не увидел стремления российских властей каким-то образом способствовать искоренению пыток. В этом контексте публикация в России доклада, аналогичного американскому, ему представляется маловероятной. «Чтобы это сделать, надо найти мужество признать, что пытки, к сожалению, стали печальной реальностью сегодняшней жизни в Российской Федерации», – утверждает он.

При этом Никитин отметил, что российское законодательство касательно пыток достаточно адекватное. «Более того, Следственный комитет обладает всеми возможностями эффективно бороться с применением пыток. Но, очевидно, отсутствие политической воли, увы, не дает, никакого хода всем благим начинаниям, которые закреплены в законах», – обобщил он.

В свою очередь Лев Пономарев сообщил, что сейчас занимается непосредственно разработкой предложений для президента РФ с тем, чтобы продвинуть расследование фактов массового насилия в системе исполнения наказания (ФСИН).

«Это позорная для страны история, – возмущается он. – Убийства и пытки в системе ФСИН происходят чуть ли не каждый день. Но нам все равно не удается до конца расследовать преступления и наказать виновных».

По его оценкам, только одно из десяти убийств в местах заключения доходит до уголовного расследования.

Страна: