Russian English

Состоялась ежегодная встреча СПЧ с Владимиром Путиным

10 декабря, в Международный день прав человека, в Кремле прошло заседание Совета по развитию гражданского общества и правам человека под председательством президента России Владимира Путина, сообщает сайт СПЧ. На сайте Kremlin.ru велась прямая трансляция встречи.

На традиционную декабрьскую встречу с Владимиром Путиным его Совет по правам человека пришел уже с новым руководителем – Валерием Фадеевым. Встречу готовил прежний, Михаил Федотов, сообщают «Ведомости», добавляя что некоторые члены СПЧ предполагали, что Федотов поплатился должностью за выступления членов СПЧ в защиту участников летних протестов в Москве.

Один из участников встречи 10 декабря рассказал «Ведомостям», что процедура подготовки радикально изменилась: при Федотове перечень докладов обсуждал и утверждал президиум СПЧ, а Фадеев просто собрал предложения. Поэтому список выступавших оставался неизвестен членам СПЧ до начала заседания. Другой собеседник в СПЧ никаких радикальных изменений не заметил: темы выступлений обсуждались с участием первого замруководителя администрации президента Сергея Кириенко и было решено, что, например, тему московских протестов поднимет Николай Сванидзе, председатель постоянной комиссии СПЧ по гражданским правам и гражданской активности. Тем не менее, как рассказывает член СПЧ, руководитель Комитета за гражданские права Андрей Бабушкин, 13-ти членам СПЧ, записавшимся на выступления на встрече с президентом, не удалось этого сделать, например, Игорю Каляпину, Наталье Евдокимовой, Леониду Никитинскому, Александру Верховскому (текст выступления). Кроме того, в онлайн трансляцию не вошли выступления некоторых членов СПЧ, в частности Николая Сванидзе, а также члена МХГ адвоката Юрия Костанова.

Как передают «Ведомости», Фадеев доложил президенту, что только «порядка 16% протестов имеют политический характер», граждан также волнует рост тарифов ЖКХ, экологические проблемы и мусорная реформа. Что «настоящий бум» произошел в сфере добровольческого движения, институт общественного наблюдения, так хорошо показавший себя на президентских выборах, расширен на другие виды кампаний, а 4400 социально ориентированных НКО оказали в прошлом году услуги 22 млн человек – и будет больше.

Несогласованное шествие 27 июля привело к массовым беспорядкам, доложил Фадеев президенту: «Для нас важно, чтобы судебные решения были соразмерны содеянному. Брошенный в сторону полиции пустой бумажный стаканчик не должен приводить к тюремному сроку. В пятницу, 6 декабря, прошли судебные заседания по нескольким делам, как представляется, своими приговорами суд проявил такую соразмерность. Хотя должен сказать, что у членов Совета есть и другие мнения».

Другое мнение, в частности, было у адвоката, члена Московской Хельсинкской Группы Генри Резника: по московскому делу осуждены люди, невиновность которых ясна всей стране, заявил он и привел в пример Павла Устинова. По поводу осужденного за экстремизм Егора Жукова адвокат добавил: «И что же получается в этой ситуации? Получается, всей стране видно, что наше правосудие по такого рода политически мотивированным делам утрачивает фактически остатки независимости».

Но Владимиру Путину этого не было видно.

Доклад Сванидзе попал в закрытую, не попавшую в онлайн трансляцию часть заседания. Как можно предположить, этот доклад о московских протестах был наименее желанен для президента. По словам самого Сванидзе, он остановился на проблемах при согласовании массовых мероприятий: «Я исходил из того, что несогласованная акция всегда хуже, чем согласованная, поэтому надо согласовывать». В докладе также говорилось, что приговорить Константина Котова к четырем годам колонии за неоднократное участие в митингах было неправильно, потому что есть решение Конституционного суда. Необходимо отменить статью, по которой его осудили. Сванидзе просил также президента прочитать последнее слово Егора Жукова и поддержать инициативу бывшего омбудсмена Владимира Лукина об идентификации полиции и сотрудников Росгвардии.

Президент выслушал и обещал изучить. «Бросил пластиковый стакан в представителя власти – ничего. Потом пластиковую бутылку – опять ничего. Потом бросит стеклянную бутылку, камень, потом стрелять начнут и громить магазины, – горячился Путин. – Мы не должны допустить вот этого!» Сванидзе вспоминает, что сказал: полицейскому нельзя бить женщину по лицу. А президент ответил, что, если нельзя бить женщину, это еще не повод бить полицейского.

Те, кто разгонял неугодных членов СПЧ, добились главного: ежегодная встреча с правозащитниками стала комфортной для президента, констатирует сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконьянц. От прежних нерва и остроты не осталось и следа. Например, тема выборов исчезла из повестки, да и летние массовые акции были затронуты лишь вскользь.

Источник

Страна: