Russian English

В Минске прошла конференция Белорусской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства

Участники конференции Белорусской национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства, состоявшейся в столице Беларуси 26 февраля, дискутировали на тему «Гражданское общество Беларуси как стейкхолдер белорусско-европейских отношений: на пути к Практическим результатам 2020». Об этом сообщает сайт Thinktanks.by.

В ходе конференции обсуждали роль, содержание и форму участия гражданского общества в разнообразных форматах и коммуникационных площадках белорусско-европейских отношений, их возможные усилия, направленные на решение практических задач Восточного партнерства.

Роль и место гражданского общества в Дорожной карте диалога ЕС и Беларуси «ясно описано и определено, вопрос в том, чтобы этот приоритет действительно реализовывался», «тут уже вопрос в том числе и к самому гражданскому обществу», заметил генеральный директор Международного консорциума «ЕвроБеларусь» Влад Величко, сменивший по итогам конференции Светлану Королеву на посту главы Координационного комитета БНП.

За последние два года, по словам Светланы Королевой, к сожалению, не удалось в полной мере консолидировать потенциал экспертно-исследовательский и гражданского общества, «это требует времени, ресурсов, согласования и модерации».

Как отметил председатель Белорусского Хельсинкского комитета Олег Гулак, участник встречи координационной группы Евросоюз — Беларусь, диалог по правам человека «уже несколько лет идет, но все неоднозначно». «Во-первых, получилось многое из того, на что не рассчитывали - это непосредственное присутствие представителей гражданского общества в процессе. Само признание определенной субъектности ГО — есть. Но это все, как оказывается, можно делать, не меняя при этом по сути ситуацию с правами человека. В этом смысле есть большое разочарование», - сказал Олег Гулак. С другой стороны, как считает правозащитник, «нельзя сказать что ничего не изменилось». «Этот процесс приводит к тому, что все же белорусские власти стали понимать, что нужно говорить на более-менее общем языке. И что важно избегать брутальных репрессий, которые могут привести к ухудшению отношений с Западом, - сказал правозащитник. - Мы видим, что в этом процессе много прагматизма и что он достаточно эффективен для того, чтобы сдерживать власть от брутальных репрессий, но недостаточен для изменения ситуации с правами человека в целом. Но он создает возможности». По мнению Гулака, права человека — сейчас одна из тем диалога ЕС — Беларусь, но отнюдь не главная, «это однозначно иная ситуация, надо учитывать это».

Глава Центра европейской трансформации политолог Андрей Егоров, вошедший в Координационный комитет БНП, отмечает, что можно говорить о «кардинальных изменениях в последние годы», «открылось несколько форматов с участием гражданского общества». «Во-первых, это координационная группа Беларусь — ЕС, в которой участвуют представители белорусского правительства, их партнеры в Еврокомиссии, а также и представители белорусского гражданского общества. Это формат, который предполагает координацию всей структуры сотрудничества Беларуси и ЕС. Во-вторых, это диалог по правам человека, в который тоже включены представители белорусского ГО, который предоставляет возможность прямой дискуссии с представителями государства и ЕС. Это значительное достижение, ведь раньше мы наблюдали полное отчуждение между государством и ГО, - сказал Андрей Егоров. - Но говорить о результатах этого диалога пока не приходится, пока он ограничивается дебатами и постановками вопросов, не переходит в конкретные действия и проекты, которые бы вели к практическим изменениям. Так, положения Межведомственного плана по правам человека не реализуются, мы не видим подписанных документов и по другим вопросам белорусско-европейского взаимодействия. Да, реализуются инфраструктурные проекты, есть европейская финансовая поддержка проектов в разных областях, есть открытие кредитных линий от евроструктур, но мы не можем сказать, что Беларусь приблизилась к решению острых вопросов. Вот такой парадокс — диалог идет, а ощутимых изменений не видно».

«Евросоюз решил разговаривать с Минском о том, о чем Минск готов разговаривать. И права человека в этом разговоре присутствуют в меньшей степени. Единственным базовым условием сохранения такого формата есть отсутствие массовых репрессий. И Минск пока соблюдает такое условие. Вопрос прав человека не убран Евросоюзом из повестки дня, но присутствует гораздо меньшая обусловленность», - отметил Андрей Егоров.

«Главная проблема сегодня состоит в том, что от гражданского общества требуется гораздо больше, чем просто заявление позиции по различным проблемным темам. Нужны разработанные планы действий, экспертные предложения, активность по консолидации субъектов широкого гражданского общества для реализации необходимых изменений. И это касается уже конкретных областей, - считает Андрей Егоров. - Например, если ЕС и Минприроды разговаривают о зеленой экономике и альтернативной энергетике, то гражданское общество уже не может просто задекларировать свою позицию — вроде того, что «мы не хотим АЭС». Нужны ясные программы и стратегии реализации программы создания и развития альтернативной энергетики — только тогда мы сможем рассчитывать на участие в диалоге. При этом в ряде областей гражданское общество сегодня не обладает необходимыми программными документами и стратегиями действий. Вопрос консолидации — для участия в диалоге по определенной проблеме должна создаваться мощная общественная коалиция, настаивающая на определенном направлении реформ в Беларуси. Но для этого коалиции необходима ясная политическая репрезентация. Кроме того, нужен рост компетенций для разработка программных изменений, а не декларативного характера».

Руководитель ОО «Белорусская ассоциация журналистов» Андрей Бастунец, в своем выступлении затронул сферу медиа, свободы слова, сообщает сайт ассоциации. Председатель профессиональной организации отметил, что вопрос свободы слова достаточно серьезно обсуждается в рамках Форума гражданского общества, было реализовано несколько совместных проектов, касающихся медиа, последние из них касались российской пропаганды. Также делали в 2013-2014 годах Индекс свободы медиа в странах Восточного партнерства. Рейтинг измерял политику, законодательство в области медиа, развитие телевидения, интернета, правоприменение. Беларусь в течение тех двух лет была стабильной страной: каждый раз оказывалась на последнем месте.

«Знаю, что в Грузии, Украине, Молдове вели диалог с представителями гражданского общества, чтобы что-то изменить. В Беларуси и Азербайджане ничего такого не было. Это все выглядело как два параллельных процесса. Возможно, конечно, на ситуацию влиял тот факт, что белорусский парламент не был представлен в Форуме гражданского общества. Но не думаю, что ситуация бы изменилась, если бы там были члены белорусского парламента. Наши парламентарии включены в Парламентскую ассамблею ОБСЕ, но серьезных изменений от этого не видно. К сожалению, идут параллельные процессы: обсуждение ситуации в области прав человека среди гражданского общества страны и государственный процесс, направленный прежде всего на замалчивание проблем», — сказал Бастунец в своем выступлении во время конференции Белорусской Национальной платформы Форума гражданского общества Восточного партнерства.

Как пример переговоров без результата Бастунец привел диалог по правам человека, где обсуждаются и задержания журналистов, и штрафы за работу без аккредитации. Был период, когда казалось, что эти разговоры имеют плоды: с апреля 2016 по март 2017 года журналистов не штрафовали за работу на иностранные СМИ без аккредитации. Но с марта 2017 года ситуация значительно ухудшилась, и за прошлый год количество таких штрафов превысило их общее количество за предыдущие три года.

«Это показывает, что если вопрос и стоит в повестке дня различных переговоров и диалогов, это никак не влияет на его решение на практике. Часто происходит так, что диалог ведут одни представители государственных органов, а решения принимают другие люди и учреждения.

Как можно повлиять на это? Это один из политических вопросов к белорусскому государству. Я должен признать, что расширение круга тем, которые сейчас рассматриваются между ЕС и Беларусью на разных площадках, связано с тем, что власти готов говорить о многом, но вопросы прав человека, те вопросы, которые для нас чувствительны, как раз и хотели бы отодвинуть в угол. И даже от европейских чиновников приходилось слышать: «Давайте говорить с белорусским государством по тем вопросам, по которым оно готово. Остальное будем иметь в виду». Но это очень серьезная проблема для нашего правозащитного сообщества!», — подчеркнул глава Белорусской ассоциации журналистов.

На эту речь глава представительства Европейского союза в Беларуси Андреа Викторин заявила, что представителям белорусского гражданского общества нужно готовиться к каждому раунду переговоров и поднимать там свои вопросы, но не ждать быстрых решений.

«Разумеется, вы не получите информации через три месяца, как того, может быть, хотелось бы. Нет такого и с другими странами. Но можете быть уверенными, что где-то в апреле этого года будет заседание координационной группы, в июне — следующий раунд диалога по правам человека. Можете уже начинать готовиться. Прагматичный характер диалога не обязательно есть чем-то негативным. Если мы хотим видеть прогресс, надо разговаривать обо всем, о чем готовы говорить партнеры. А не просто реагировать, например, на нарушения в ходе выборов какими заявлениями. Нужно разговаривать и договариваться, чтобы достичь результата», — сказала Андреа Викторин.

Дипломат также подчеркнула, что Беларусь — единственная страна из Восточного партнерства, в диалоге с которой по правам человека присутствуют представители гражданского, правозащитного сообщества. И они имеют возможность контролировать процесс.

«В других странах такого нет. С ними просто проводят консультации, но они не являются участниками дискуссии. Я полностью согласна с вами, что косметические перемены — это очень мало. Но нужно также учиться участвовать в этих форматах сотрудничества», — заявила глава представительства Европейского союза в Беларуси Андреа Викторин.

Страна: