Russian English

Amnesty International обеспокоена несоблюдением прав человека в России

Международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала краткий обзор вопросов, вызывающих особую обеспокоенность правозащитников в связи с ситуацией в России.

Недавние изменения в законодательстве

По состоянию на сегодняшний день были приняты несколько законодательных актов, которые в ещё большей степени ущемляют права на свободу выражения мнений, свободу объединений и свободу собраний. Седьмого июля президент утвердил ряд поправок к законодательству «О противодействии экстремистской деятельности», получивших название «пакет Яровой». В соответствии с этими поправками запрещается любая форма миссионерской деятельности вне специально предназначенных для этого религиозных учреждений; операторов связи и интернет-провайдеров обязали хранить записи всех разговоров и переписку в течение шести месяцев, а метаданные – в течение трёх лет. Максимальный срок наказания за экстремистскую деятельность был увеличен с четырёх до восьми лет лишения свободы, а склонение к участию в массовых беспорядках влечёт за собой наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.

В декабре были приняты поправки к закону «О Конституционном суде», наделяющие Конституционный суд полномочиями признавать неисполнимыми решения международных судов (в том числе решения ЕСПЧ). Впервые поправки были применены, когда Министерство юстиции обратилось в Конституционный суд за разъяснением вопроса относительно исполнения Россией постановления ЕСПЧ по делу «Анчугов и Гладков против России» об избирательных правах заключённых. Девятнадцатого апреля Конституционный суд постановил, что исполнение данного решения носит неконституционный характер. Венецианская комиссия пришла к выводу, что поправки идут вразрез с обязательствами России в рамках Европейской конвенции о защите прав человека, поскольку все государства-участники обязались создавать необходимые условия для исполнения решений ЕСПЧ, в том числе при необходимости посредством конституционных поправок.

Свобода мирных собраний

Продолжает жестоко ущемляться право на свободу мирных собраний. Закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с поправками, принятыми в июне 2012 года по итогам акции протеста на Болотной площади, предусматривает ужесточение наказаний. Кроме того, в ответ на новые формы общественного протеста в марте закон был в очередной раз изменён таким образом, чтобы запретить проведение «несанкционированных» автопробегов. В конце августа новое положение применили для того, чтобы наказать группу фермеров из Кубани (юг России). Они направлялись в Москву на тракторах и частных автомобилях в знак протеста против захвата земельных участков крупными агрохолдингами. Двадцать шестого августа лидера движения «Вежливые фермеры» Алексея Волченко приговорили к десяти суткам административного ареста за участие в «несанкционированной» акции . В действительности, полиция сочла встречу фермеров с полномочным представителем президента в Южном федеральном округе «несанкционированным» митингом, за участие в котором их оштрафовали, а некоторых подвергли краткосрочным административным арестам.

Мирный демонстрант Ильдар Дадин стал первым человеком, которого подвергли уголовному преследованию за участие в демонстрации по статье 212.1 УК РФ, принятой в июле 2014 года. Статья предусматривает уголовное наказание за нарушение закона об общественных собраниях, если нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за нарушения такого рода более двух раз в течение ста восьмидесяти дней. Седьмого декабря 2015 года Ильдара Дадина приговорили к трём годам лишения свободы. Тридцать первого марта 2016 года по итогам обжалования срок наказания сократили до двух с половиной лет.

Свобода объединений

По состоянию на начало сентября 2016 года свыше ста организаций были внесены в реестр «иностранных агентов»; семь иностранных организаций были объявлены «нежелательными». Это значит, что в Российской Федерации они стали нелегальными и были вынуждены прекратить работу. Большинство этих организаций финансировали деятельность российских НКО. В связи с этим некоторые НКО утратили источники финансирования.

Двадцать четвёртого июня Валентину Череватенко, основательницу и председателя известной и уважаемой НКО «Союз «Женщины Дона» – организации, которая занимается решением целого спектра проблем, начиная с защиты прав человека и заканчивая оказанием гуманитарной помощи и миротворческой деятельностью в Ростовской области и близлежащих регионах (в том числе на Северном Кавказе) – уведомили о привлечении в качестве подозреваемой по уголовному делу по статье 330.1 Уголовного кодекса РФ о «злостном уклонении от исполнения обязанностей, определённых законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента». Статья предусматривает наказание до двух лет лишения свободы. Дело Валентины Череватенко – первый случай применения стати 330.1 УК РФ с момента вступления в силу в 2012 году.

В начале октября Министерство юстиции внесло международное историко-просветительское и правозащитное общество «Мемориал» в реестр «иностранных агентов». Правозащитный центр «Мемориал» числится в реестре «иностранных агентов» с 2014 года. Свобода выражения мнений

По состоянию на начало сентября дело в отношении директора бюджетного учреждения «Библиотека украинской литературы» в Москве Натальи Шариной не было закрыто. Её задержали двадцать восьмого октября 2015 года на основании статьи 282 УК в связи с тем, что в библиотеке в стопке книг, не внесённых в каталог, якобы нашли ряд произведений «экстремистского» характера. Пятнадцатого августа Генеральная прокуратура в Москве отказалась утвердить обвинительное заключение в отношении Натальи Шариной, в связи с чем дело возвратили на доследование. Несмотря на это, Наталью Шарину оставили под домашним арестом. Amnesty International считает её узницей совести.

Северный Кавказ

Правозащитникам, работающим на Северном Кавказе, по-прежнему грозит опасность. Девятого марта двое представителей «Сводной мобильной группы», шестеро журналистов российских, норвежских и шведских СМИ, а также водитель подверглись жестокому нападению по пути из Северной Осетии в Чечню. Примерно в 19:00 недалеко от контрольно-пропускного пункта на административной границе между Ингушетией и Чечнёй четыре автомобиля вынудили микроавтобус журналистов и правозащитников остановиться. Из автомобилей вышли порядка двадцати человек в масках с бейсбольными битами и дубинками. Они силой вытащили из микроавтобуса всех людей и жестоко избили, после чего подожгли микроавтобус. Нападавшие выкрикивали оскорбления и угрозы, называя правозащитников и журналистов «пособниками террористов». Через два часа кто-то учинил погром в офисе СМГ в Ингушетии. Шестнадцатого марта сразу после того, как руководитель СМГ Игорь Каляпин зарегистрировался в грозненской гостинице, администратор потребовал от него покинуть её, поскольку, по его словам, Игорь Каляпин «не любит» главу Чечни Рамзана Кадырова. На выходе из гостиницы на Игоря Каляпина напала разъярённая толпа. Его толкали, забрасывали яйцами, бросили в него торт, посыпали мукой, а также облили зелёнкой.

Стало известно о нескольких случаях исчезновения в Чечне людей через некоторое время после открытого высказывания критики в адрес чеченских властей. Некоторые вернулись после публичных извинений за «совершённые ошибки» перед назначенным Кремлём главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Другие лица, предположительно пострадавшие в результате насильственных исчезновений в Чечне, по-прежнему числятся пропавшими и, по всей вероятности, погибли. В прошлом из Чечни неоднократно поступали сообщения о многочисленных случаях насильственных исчезновений людей, ни один из которых так и не был эффективно расследован. Тридцать первого марта 2016 года двое мужчин в форме увезли из собственного дома в Грозном Хусейна Бетельгериева, известного в Чечне барда-исполнителя. Он вернулся домой одиннадцатого апреля 2016 года, насколько известно, в плохом состоянии. Есть веские основания полагать, что он подвергся жестокому обращению и пыткам.

Руководство Чечни оказывает прямое давление на судебную власть. Пятого мая Рамзан Кадыров созвал всех судей и принудил четверых из них подать в отставку. В ходе журналистского расследования независимое издание «Новая газета» установило, что в ряде случаев судьи и присяжные получали прямые распоряжения о вынесении обвинительных приговоров; тем, кто отказывался подчиниться, грозили серьёзные последствия.

Несправедливые судебные процессы и пытки

Двадцать шестого мая по итогам несправедливого судебного процесса Верховный Суд Чеченской Республики приговорил гражданина Украины Станислава Клиха, а также соответчика Николая Карпюка, к двадцати годам лишения свободы по обвинению в том, что те якобы состояли в отряде боевиков и убили тридцать российских военнослужащих в период вооружённого конфликта в Чечне в 1994-1996 годах. Подсудимые утверждали, что подверглись пыткам после задержания в августе и в марте 2014 года соответственно. Адвокатам на протяжении нескольких месяцев после задержания не разрешали встречаться с подзащитными и не сообщали об их местонахождении. Станислав Клих, который прежде не страдал психическими расстройствами, демонстрировал явные проблемы с психикой на протяжении всего судебного процесса, который начался в октябре 2015 года.

Адвокат Николая Карпюка утверждал, что к делу не приобщили важнейшие доказательства, подтверждающие алиби подзащитного. Так, судья отказался разрешить опрос свидетелей в Украине.

Высылка туда, где пытают

Россия продолжает высылать просителей убежища и трудовых мигрантов в Узбекистан и другие страны, невзирая на угрозу пыток и жестокого обращения.

Первого июля 2016 года двадцатисемилетнего просителя убежища из Узбекистана Олима Очилова выдворили из России в Узбекистан, полностью проигнорировав временные обеспечительные меры Европейского суда по правам человека (Европейского суда). Двадцать восьмого июня 2016 года Европейский суд вынес решение о принятии обеспечительных мер в соответствии с правилом 39 своего регламента по делу Олима Очилова для того, чтобы остановить депортацию в Узбекистан, где ему угрожает реальная опасность применения пыток.

Крым

После оккупации и незаконной аннексии Крыма в 2014 году на полуострове стали действовать российские законы и правоприменительная практика в отношении прав на свободу выражения мнений, свободу собраний и свободу объединений.

В Крыму были зафиксированы несколько случаев подтверждённых и предполагаемых насильственных исчезновений, в частности, крымских татар, ни один из которых не был эффективно расследован. Все это происходит, несмотря на то, что в некоторых случаях имеются достоверные свидетельства причастности пророссийски настроенных бойцов так называемых отрядов самообороны Крыма.

Amnesty International призывает российские власти:

• гарантировать соблюдение права на свободу мирных собраний всем находящимся под их юрисдикцией лицам без какого бы то ни было различия, как того требуют нормы международного права в области прав человека и Конституция Российской Федерации, для чего, в частности, отменить статью 212.1 УК, предусматривающую уголовное наказание за нарушение закона об общественных собраниях, если нарушитель ранее привлекался к административной ответственности за нарушения такого рода более двух раз в течение ста восьмидесяти дней;

• пересмотреть законодательство «О противодействии экстремистской деятельности» в свете международных норм таким образом, чтобы гарантировать ненарушение права на свободу выражения мнений;

• принять все необходимые меры к тому, чтобы отменить закон об «иностранных агентах», а также гарантировать, чтобы российские НКО могли осуществлять свою деятельность, не опасаясь необоснованного вмешательства, преследования, навешивания позорных ярлыков и гонений;

• освободить всех узников совести, включая Ильдара Дадина и Наталью Шарину;

• отменить статью 212.1 УК, объявляющую мирный протест уголовно наказуемым деянием;

• отменить статью 330.1 УК об уголовном преследовании НКО за несоблюдение положений закона об «иностранных агентах», а также закрыть уголовное дело в отношении Валентины Череватенко;

• гарантировать, чтобы ни одно лицо, находящее под юрисдикцией Российской Федерации, не было выслано в порядке экстрадиции или иной выдачи в страну (в том числе Узбекистан), где существует высокая вероятность подвергнуться пыткам и другому жестокому обращению, суду с явным нарушением норм справедливого судебного разбирательства, а также прочим грубым нарушения прав человека;

• полностью исполнять решения Европейского суда по правам человека и отменить федеральный закон № 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятый пятнадцатого декабря 2015 года и наделяющий Конституционный суд РФ полномочиями, по запросу президента или федерального органа исполнительной власти, определять, является ли решение «межгосударственного органа по защите прав и свобод человека», к каковым относится и ЕСПЧ, противоречащим Конституции РФ а, следовательно, решать вопрос о «невозможности исполнения»;

• возобновить сотрудничество с Парламентской ассамблеей.

Полный текст документа

Краткий обзор вопросов, вызывающих особую обеспокоенность Amnesty International в связи с ситуацией в Российской Федерации

Страна: