Russian English

К 30 летию Конституции Узбекистана. Где хоть толика обещанного гуманного демократического правового государства?

Абдуфаттах Маннапов

Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и себя.

Томас Джефферсон

 

Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета… подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости… ставя задачей создание гуманного демократического правового государства…

Из преамбулы Конституции Узбекистана

 

Кизяк как выполнение обещанного тираном и его учеником. XXI век

8 декабря исполнилось 30 лет со дня принятия Конституции независимого Узбекистана. Печально об этом думать, признаваться и еще труднее об этом писать, но факт, что по сей день остаются в силе основные выводы из написанной мною десять лет назад заметки «Конституция как занавес тирании (20 лет Конституции Узбекистана)». Ее тогда опубликовали сайты «Туронзамин» («Турон-основа»), «Янги Дуне» («Новый мир»), Общества прав человека Узбекистана, а также Бостонский «Мемориал» в своем сборнике «Материалы VIII Конференции» *. Были публикации и в других менее известных изданиях. В это же время, со слов соратников, друзей, учеников, активистов демоппозиции, находящихся в стране, по причине малодоступности тогда интернета для большинства населения они многократно размножали и распространяли заметку, появился ее анонимный перевод на узбекский язык. Это делалось несмотря на репрессии, террор со стороны властей против малейших проявлений инакомыслия, оппозиционности. Так простые граждане не забывали роли и значения Конституции в организации жизни общества. Суть приведенных фактов не в том, кто написал или перевел ту заметку, а в жизненной важности для граждан страны соблюдения Основного закона, Конституции, президентом, властями и простыми жителями. «Трагичность ситуации в том, — читаем в заметке, — что в стране не работают главные, важнейшие разделы, главы, статьи Конституции Узбекистана, так как узурпатор власти Каримов и его клика давно проведением системного государственного террора против народа заблокировал ее работу. Пребывание тирана у власти незаконно, ибо он был „избран‟ не имея на это законного права. [10] Конституция начнет действовать тогда, когда будет отброшен на свалку истории репрессивно-коррумпированный режим тирании во главе с тираном-мизантропом Исламом Каримовым». Более 27 лет используя гостеррор, удерживавший власть Каримов сгинул или его «сгинули», и уже седьмой год президентствует Шавкат Мирзиеев, который в начале своего правления резко раскритиковал все формы каримовщины и многократно заявлял о необходимости коренных реформ.

«Мы слишком опоздали, народ недоволен нами. Как я говорил недавно, мы должны преклонить колени перед народом за то, что он столько вытерпел», — вещал он страстно и неоднократно **. Это вселяло надежду на качественное обновление, возврат в конституционное поле системы власти в Узбекистане. К сожалению, он не демонтировал режим, не удалил с постов холуйствующих коррупционеров, в стране произошли лишь частичные положительные изменения. Объективность и правдивость требуют отметить их: были освобождены известные политзаключенные, смягчилась цензура СМИ и интернета, сделаны экономические послабления, отменены межобластные посты сотрудников МВД, открыты президентские приемные для жалоб и обращений граждан, улучшены отношения с соседними братскими государствами Туркестана, сделаны важные шаги к объединению тюркских стран. Руководители районов, поселков, городов, областей и республики начали отменять или пересматривать каримовские черные списки «врагов Родины и народа», т. е. оппозиционеров, правозащитников, критиков режима, светских и религиозных инакомыслящих ***. Однако частичные положительные изменения не привели к возвращению Мирзиеева и его приближенных, олицетворяющих собой систему власти страны, в лоно Конституции. Остается только констатировать, что и сами правители, и в целом режим власти, а вместе с ними и вся страна застряли в реалиях каримовщины.

«Изменения в Конституцию Узбекистана» стали известным в стране, регионе, мире фирменным стилем тирана Каримова. С помощью внесения изменений в Основной закон и тем самым якобы обнуляя свое участие в предыдущих выборах, он сумел два обозначенных в Конституции пятилетних срока превратить в 25 лет пожизненного правления, а если учесть, что Каримов возглавил Узбекскую ССР 23 июня 1989 года в должности первого секретаря ЦК республиканской компартии, то совокупный срок его пребывания во главе Узбекистана возрастает до 27 лет ****. В последние 13 лет этого периода премьер-министром, фактически вторым человеком в стране, был Ш. Мирзиеев. Его коррумпированность, беспрекословность в выполнении поручений тирана, категорическое неприятие инакомыслия, жестокость, грубость в обращении с подчиненными, оппонентами, простыми тружениками импонировали Каримову и его клике. Видимо, поэтому имел завидный среди высокопоставленных чиновников статус способного ученика «юртбоши», «незаменимого» главы страны. Так как умел во всем мастерски подражать Каримову. Премьер-министр не только видел, но и активно участвовал в организации афер Каримова, в том числе и внесения изменений в Конституцию, референдумов, добавлений сроков президентства и так называемых «выборах». То, что эти уроки не прошли даром для Мирзиеева, граждане увидели с момента незаконного захвата им позиции и. о. президента, когда его учитель сгинул или его «сгинули». Как и до этого, он говорил одно, а делал совершенно другое: в речах и заявлениях резко критиковал каримовское наследие, а на деле опирался на кадры тирана и не покидал почву каримовщины.

Это в плане конституционных изменений кроваво ярко проявилось летом 2022 года. В июне был объявлен проект новой редакции Конституции Узбекистана, в котором из юридического статуса Республики Каракалпакстан, пропало слово «суверенная», а также не оказалось упоминание о праве республики на отделение от Узбекистана. Якобы поэтому, как по взмаху волшебной палочки, 1—2 июля происходили протестные выступления в Нукусе, Чимбае, Муйнаке, когда их участники поджигали машины, торговые лавки, избивали тех, кто призывал одуматься, остановится. Более 20 человек погибли, несколько сотен были ранены, арестованных оказалось тоже немало, и сейчас над ними идет суд. Виновным в ошибочной публикации документа, то есть козлом отпущения, определили руководителя администрации президента, и его перевели на другую работу. Не ленясь, просмотрел доступные видео, прочел множества заявлений, статей, комментариев на русском, узбекском, каракалпакском, английском языках. Немало скептических оценок официальной версии прошедшего. И указаний на то, что, исходя из реалий структуры власти Узбекистана, руководитель администрации президента никак не мог самостоятельно, без одобрения президента, обнародовать проект новой редакции Конституции. Основным в этом специально обнародованном проекте и специально организованном кровавом конфликте выступает начало наделения Мирзиеева ролью «незаменимого гаранта» стабильности, открывающее ему путь к предстоящему третьему и последующим президентским срокам. И еще попытка отвлечь внимание жителей страны от ухудшающейся энергетической, сельскохозяйственной, экономической, социальной ситуации. Не забыли, чьим способным ученик был Мирзиеев? Вспомните, когда, он, посещая Самарканд, не идет в мавзолей самых знаменитых в истории узбеков — Тимура и Улугбека, а с букетом красных роз, мчится к могиле Каримова. В этих случаях узбеки говорят: слепой слепца и ночью найдет. Поэтому не стоит удивляться тому, как он твердо шагает по стопам своего учителя, благодетеля в том числе и в использовании изменений Конституции для дальнейшего антиконституционного удержания власти.

Отмеченные выводы, предположения принадлежат немалому числу экспертов, читателей, наблюдателей, а не только автору этой заметки. И они подтверждаются антиконституционным, агрессивным, репрессивным отношением Мирзиеева и его окружения к Хидирназару Аллакулову, профессору, доктору экономических наук, бывшему ректору Термезского университета, лидеру незарегистрированной оппозиционной партии «Хақиқат, Тараққиет, Бирдамлик» («Истина, Развитие, Солидарность») социал-демократической направленности. Чиновники, представители силовых структур всеми имеющими в их распоряжении подлыми антизаконными средствами противостояли регистрации партии и допущении Аллакулова на выборы президента. Причина — в страхе Мирзиеева и его клики потерять власть. Хотя ранее Мирзиеев заявлял, что не будет против, если оппозиция сформируется внутри страны из тех, кто «живет и трудится на нашей земле». Аллакулова и его соратников не напугали бандитские нападения на них и членов их семей сотрудников силовых структур и их агентов, штрафы, посадки на 10, 15 суток продажными судами, травля со стороны соседей, незаконные захваты офисов, лишение некоторых из них жилья, провокации на собраниях. В их числе Вазира Эгамбердиева, 75 лет, Суннатилла Муминов, 70 лет, Шухрат Хаджаев, 67 лет, Мухтар Убайдуллаев, 62 лет, и молодые Абдуманноп Ахадов, Абдурасул Абдурахманов и другие. Ахадова, порядочного, отзывчивого, хлебопека, дважды по 15 суток отсидевшего, но продолжавшего говорить правду о режиме и активно содействовать созданию партии, по сфабрикованному уголовному делу лишили на пять лет свободы. Аллакулов и его соратники, несмотря на беспрецедентное давление, продолжают бесстрашно разоблачать антиконституционные деяния правителей, говорить об углубляющемся кризисе в обществе. Пагубная социально-экономическая политика Каримова и Мирзиеева, по мнению Аллакулова, является «причиной скитания узбекистанцев по всему миру в качестве трудовых мигрантов. В стране укоренилась тотальная коррупция, права человека полностью растоптаны… На сегодняшний день в Узбекистане даже не существует такого понятия, как защита прав людей. Народ обнищал на 80 процентов. В стране установилась коррупционная, незаконная власть… На встречах с населением устраивают спектакли. В регионах местные власти собирают подхалимов и массовку, и с ними Мирзиеев и встречается. Ни в одной из своих встреч он ни слова не говорил о политических, правовых, экономических реформах» *****. В отличие от начального периода своего президентства.

Прошедшие шесть лет и четыре месяца седьмого года президентства Мирзиеева показали, что в начальный период его «разгромная» критика каримовщины была лишь пиаром, надувательством граждан. Так как он быстро прекратил критику и вопреки желанию большинства жителей страны начал насаждать культ своего кровавого и алчного учителя и благодетеля. Множество людей в стране и за рубежом видят и понимают, что новый властитель как способный ученик полностью следует урокам своего учителя, поэтому затеял изменения в Основной закон и этим, как предыдущий, желает «обнулить» два срока своего президентства. Однако это антиконституционное деяние, ибо в Конституции нет положения об «обнулении» участия в предыдущих выборах. Несмотря на это, он жаждет стать «незаменимым гарантом» стабильности и участвовать в третьих и последующих выборах. Ни он, ни его сподвижники ничего не говорят о реальных проблемах Конституции, которые действительно нужно исправлять.

Отметим лишь некоторые из них:

  1. Уменьшить диктаторские полномочия президента (статьи 89—97), передав часть из них Олий Мажлис и властям на местах, самоуправлению (статьи 99—105).
  2. Необходима независимая судебная власть, система (статьи 106—116), которая никому не подчиняется и руководствуется буквой и духом Конституции, служит делу справедливости в Республике Узбекистан.
  3. Президент, Совет Министров — это исполнительная ветвь власти, Олий Мажлис — законодательная ветвь власти, суды — судебная ветвь власти (статьи 106—116). Необходим баланс сдержек и контроля между этими тремя независимыми основными ветвями власти.
  4. Жизненно важно, чтобы три ветви власти могли друг друга реально сдерживать и реально контролировать, как это заложено в Конституциях цивилизованных, демократических стран, в частности в Конституции США. И в этих странах это реально соблюдается и имеет важную роль в их жизни.
  5. Три независимые основные ветви власти для того, чтобы могли друг друга сдерживать и контролировать, а также чтобы граждане, общество могли контролировать и воздействовать на ветви власти необходима полная свобода слова, гласность, средств массовой информации, интернета, журналистики, блогерства (статья 67). А также полная свобода создания политических, общественных организаций, проведение собраний, шествий, митингов, пикетов (статьи 56—62), как в первой поправке Конституции США.
  6. Включить главу или статью об импичменте президента (за попытку узурпировать власть на третий срок, госизмену, кражу национальных богатств, коллаборационизм и пр. преступления) и других высших должностных лиц.
  7. Хокими областей, городов, поселков, районов должны избираться самими их жителями (статья 93).
  8. В статью 39 включить: «Все выплаты по старости, инвалидности, декретным отпускам, малообеспеченности, безработице, за многодетность, потерю кормильца осуществляются через Министерство социальной помощи и его подразделения непосредственно получателям, на их адреса».
  9. Граждане страны не рабы, они не должны быть зависимыми от чего-то или от кого-то в получении положенного законом пособия. Полностью исключить участие Махаллинских комитетов в раздаче (на самом деле, грабеже и унижениях чести, достоинства граждан) выплат. Пособия должны направляться по адресам получателей. Так делается в США и других цивилизованных странах. Так было в докаримовском Узбекистане.
  10. В статье 40 каримовскую позорную, изуверскую формулировку заменить на: «Каждый имеет право на квалифицированное бесплатное медицинское обслуживание».
  11. В статью 41 добавить: «Государство гарантирует получение бесплатного общего и высшего образования». Так как Узбекистан богат природными ресурсами, и они принадлежать народу — всем гражданам (статья 55), пора остановить их грабеж должностными лицами и направить их на бесплатное медицинское обслуживание и на бесплатное получение общего, среднего и высшего образования. И на эффективную и немедленную помощь всем нуждающимся. Прежде всего, нужно соблюдать Конституцию президентом (особенно части статьи 90 о двух сроках президентских полномочий) и другими должностными лицами. Изменения в Конституции должны быть в пользу социальной защищенности простых граждан, большинства народа, а также поддержке малого, среднего бизнеса.

Мирзиеев по случаю 30-летия принятия Конституции бодро пролепетал, как пришелец с другой планеты: «И мы вправе гордиться нашей Конституцией, являющейся ярчайшим проявлением политико-правового мышления нашего народа, надежным гарантом прав и свобод человека, открывшим для нас путь к построению свободной и благополучной жизни» ******. И ни слова не произнес о насущных острых проблемах граждан Узбекистана. Хотя в эти дни множество жителей сел, поселков, городов, областей и даже столицы сидят в темноте, замерзают, не могут спокойно воспользоваться своей машиной или общественным транспортом. У граждан часто отключают свет, газ, отопление, на заправочных станциях не всегда есть топливо, трудно купить уголь, дрова, газ, то есть налицо общегосударственный энергетический кризис. Это происходит в стране, которая экспортирует электроэнергию, газ, уран, нефть, уголь, золото, серебро, литий, медь, хлопок и прочие важнейшие ресурсы. А по уровню бедности превзошел многие страны Азии, Африки, Латинской Америки и плетется в их хвосте по общеэкономическим показателям. История учит, что неудержимое стремление правителей к обогащению, к власти за счет своих подданных обуславливают ослабление и потерю духовно-нравственного, интеллектуально-волевого стержня народом, нацией, страной, государством и ведет к нарастанию всевозможных проблем, постепенной утрате независимости и в итоге — к разладу, терзаниям, гибели. Тиран пел, ныне его способный ученик поет лживую песню о значении изменений в Конституции, жульнически протаскивая антиконституционное «обнуление предыдущих двух президентских сроков» новоиспеченного гаранта бедности, отсталости, безработицы, произвола, жестокости, зависимости, страха. Самим уважаемым узбекистанцам решать, что делать в таком трагическом и унизительном положении под управлением зараженных неуемной алчностью, жаждой власти правителей, которые нагло открыто игнорируют интересы и права простых людей. Может быть, пришло время еще раз серьезно задуматься над мыслями Томаса Джефферсона и соответственно действовать: «Любое государство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и себя».

 

Примечания

Эпиграф: Джефферсон Т. Высказывания, афоризмы и цитаты; Конституция Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 1992. С. 8.

* Маннапов А. Конституция как занавес тирании (20 лет Конституции Узбекистана). URL: http://turonzamin.org/2012/12/10/shirma/; http://yangidunyo.org/2012/12/10/конституция-как-занавес-тирании/http://ru.hrsu.org/archives/4087; в сб.: Материалы VIII Конференции / Бостонский «Мемориал». Бостон, 2013. С. 8—10.

** Мирзиеев Ш. «Четверка» руководителей будет жить в тех же условиях, что и народ. См. также: Маннапов А. Тиран сгинул, но сохраняется его режим? (Узбекистан без демонтажа каримовского режима и коренных реформ не двинется вперед, к развитию, достойной жизни).

*** Хакназаров У. Черный список президента Узбекистана.

**** В январе 1992 года начался первый пятилетний срок «всенародно и альтернативно» избранного президента Ислама Каримова. Но уже в 1995 году он организовал референдум о продлении своего президентского срока на три года и превратил пятилетний срок в восьмилетний, который истек 2000-м году. Второй пятилетий период президентства начался 22 января 2000 года и завершился 16 января 2008 года, т. е. оказался восьмилетним, так как в 2002 году опять путем референдума пятилетний срок был превращен в семилетний, но Каримов от «себя» добавил еще годик к этому сроку и президентствовал восемь лет. Третий президентский срок тирана-мизантропа включает в себя период с 16 января 2008 года по 16 января 2015 года, указанный Конституцией в семь лет на самом деле оказался восьмилетним (Маннапов А. Выборы без выборов или о фокусах тирана). А четвертое голосование «за него» состоялись 29 марта 2015 году, и он, как всегда, «победил». И 28 августа 2016 года сгинул или его «сгинули».

***** Хидирназар Аллакулов о политике в Узбекистане. С ним беседовал Шавкат Тургаев.

****** Мирзиеев Ш. Праздничное поздравление народу Узбекистана в связи с днем Конституции.

Страна: