Russian English

Мы надеемся, что Европа останется открытым обществом с открытыми границами, хорошими межгосударственными отношениями и взаимоуважением

Штефан Мелле

Интервью со Штефаном Мелле, Исполнительным директором DRA / Немецко-Русский обмен (Берлин, Германия)

Господин Мелле, большое спасибо, что согласились дать интервью для Гражданского форума ЕС-Россия. В марте DRA / Немецко-Русский обмен празднует 25-летие со дня основания. Какие проекты и программы наиболее запомнились за эти 25 лет? И что для Немецко-Русского обмена может быть поводом для гордости?

Я думаю, что поводов для гордости немало. Организация начала свою работу в 1992 году. Это было время, когда по всей Восточной Европе, в частности, в России, началась работа гражданских инициатив и организаций. Для нас сразу было понятно, что поддержка роста гражданского общества в целом – наша главная задача. Таким образом, изначально спектр нашей деятельности был довольно широк - начиная с центров поддержки НКО в ряде российских регионов – Санкт-Петербурге, Перми, Волгограде, Новосибирске, которые уже в середине девяностых были переданы в руки российских коллег, на тот момент уже способных делать работу самостоятельно. С тех пор в нашем фокусе находится совместная программная работа с разными НКО, а также межсекторное сотрудничество с образовательными учреждениями, региональными и другими ведомствами. Темы наши так же менялись. Изначально это было социальное направление – для бездомных, социально незащищенных групп и так далее. Сейчас сюда относятся экологическая программа, программа в области истории, работа с муниципалитетами. Есть новые области – миротворчество и взаимопонимание, что сегодня очень важно. Я думаю, что одна вещь, которая внесла большой вклад во взаимоотношения стран Восточной Европы с Германией – волонтерский обмен. Мы приглашали добровольцев в Западную Европу, Германию, и также посылали волонтеров в различные восточноевропейские страны, прежде всего, в Россию. За все время через нас прошло около 700 человек, и многие из них остались в этой сфере, причем речь идет не только о сторонниках, а именно об активных деятелях, которые теперь работают в собственных организациях, фондах, экономике, трудятся на государственной службе или стали политиками. Заметная часть профессиональной среды по Восточной Европе в Германии прошла через программу Немецко-Русского обмена.

Сейчас деятельность Немецко-Русского обмена - это не только программа обменов, не только Германия и Россия, но и другие страны. Что сейчас наиболее актуально для Вашей организации?

Уже с девяностых мы работаем не только с Россией. С 1998 года мы расширили свою программную деятельность на Беларусь и Украину, а потом, шаг за шагом, стало развиваться сотрудничество в самых разных европейских странах. Мы занимались довольно крупными проектами - участием граждан на местном уровне, гражданским образованием и др. С новой силой мы осознали важность нашей работы с начала 2014 года, когда произошла аннексия Крыма и началась война на Востоке Украины. Тогда стало понятно, что очень важно заниматься общеевропейскими вопросами, пробовать восстановить мирный порядок и разрушенные отношения. Таким образом, сейчас мы довольно много работаем с Украиной, занимаемся вопросами Донбасса. Мы строим коалицию европейских организаций с участием российских и украинских НКО по преодолению войны на Украине. Есть другая программа по гражданскому образованию, которая распространяется на Украину, Грузию и Россию, включает вопросы участия молодежи в гражданской деятельности и политических инициативах. И есть программа по экологической работе с местными гражданскими организациями на городском и региональном уровнях в Беларуси, России, Украине.

Какое будущее Вы видите для Немецко-Русского обмена? Какие направления сейчас развиваются помимо тех, о которых Вы уже говорили?

Я думаю, что Немецко-Русский обмен будет развиваться дальше и расширяться. Расширяться потому, что все вопросы, которые мы сейчас решаем, находятся в европейском, иногда даже в глобальном контексте. Мы себя воспринимаем как организацию, которая намерена работать и уже работает с разными европейскими странами, но наш фокус все равно будет в Восточной Европе. Сейчас это уже не только Россия, но и Украина, Беларусь, постсоветское пространство, страны Балтии, государства Центральной и Восточной Европы. Мы надеемся, что Европа останется открытым обществом с открытыми границами, хорошими межгосударственными отношениями и взаимоуважением, где вопросы границ решены раз и навсегда. Не границы играют роль, а сотрудничество. Все темы, которые могут возникать в гражданских организациях и вообще в обществе могут нас затронуть и стать для нас главными. Сейчас это вопросы миграции возникли на долго. Естественно, мы будем использовать наш прежний опыт по интеграции русскоязычного населения в Германии в других программах. Мы будем продолжать работу в области устойчивого развития европейских стран, в сфере экологии, защиты окружающей среды, но не только. Мы будем заниматься вопросами социальной справедливости, включением различных групп в политические процессы. В целом, наша задача – поддерживать и внести свой вклад в демократическое развитие.

Несколько вопросов о Гражданском форуме ЕС-Россия. Тем более, он родился здесь, в Немецко-Русском Обмене, правда, в другом офисе, находящемся напротив. Почему в 2011 году было важно создать Гражданский форум ЕС-Россия? Как Вы оцениваете развитие Форума за это время?

Уже сотни людей внесли свой вклад в развитие Гражданского форума. Без этого он бы не стал таким видным, существенным, большим, каким он сейчас является. Да, действительно, Форум родился в Немецко-Русском обмене. Тогда, в 2009 году, с началом президентского срока Дмитрия Медведева, открылось окно взаимопонимания и либерального подхода к совместным процессам. Мы видели возможность развивать отношения между Россией и ЕС. Я создал тогда рабочую группу в Немецко-Русском обмене, мы задались вопросом: «А что предложить?». И за осень 2009 года мы разработали позиционный документ, где были разные предложения: больше поддержки гражданским организациям в России, новые программы взаимодействия, улучшение визовых правил... Одним из пунктов, который туда вошел, как раз было основание Гражданского форума ЕС-Россия. Было важно, чтобы этот процесс происходило снизу, а не был государственной или межгосударственной инициативой. Такая идея родилась, потому что время пришло. Нам казалось важным, чтобы гражданские организации нашли свою форму, свой формат взаимодействия. И Гражданский форум ЕС-Россия может включать в себя все темы, все форматы, все страны и может, если высказать и разработать позиции профессионально, практически во всем действовать самостоятельно. Мне кажется, что такое влияние гражданских организаций на собственное общество, на совместное европейское пространство и есть главная цель Форума, именно с точки зрения самих граждан, их инициатив, их совместного видения, которое нужно все равно вырабатывать. Это диалог, это процесс, при котором люди должны общаться и находить свою точку зрения, и постоянная задача, требующая внимания к собственному кругу единомышленников и понимания развития общества в XXI веке. Мы взяли на себя огромную задачу - и много людей принялись ее решать. Развивать Форум можно включением еще большего количества людей, созданием открытых, прозрачных, демократических структур внутри. Я думаю, у Гражданского форума ЕС-Россия большое будущее и чрезвычайно полезная и существенная роль.

Что бы Вы хотели пожелать членам Форума?

Я желаю всем благополучия в самом широком смысле – возможности свободно работать, тесной связи с обществом, отсутствия репрессий со стороны того или иного государства и других структур. Желаю оставаться внимательными к своим сообществам и окружению, заниматься тем, что важно и необходимо; взаимодействовать друг с другом, вырабатывать совместные позиции, стать единым обществом - видным, дружным, профессиональным - и играть важную роль в Европе.

Большое спасибо за интервью.

Интервью было записано 20 марта 2017 года Секретариатом Гражданского форума ЕС-Россия в Берлине (Германия).