Russian English

Являются ли публикации авторских материалов в СМИ предпринимательской деятельностью?

Сергей Пашин

В Беларуси предъявлено окончательное обвинение пророссийским публицистам Юрию Павловцу, Сергею Шиптенко и Дмитрию Алимкину. Алимкину предъявлено обвинение по ч.3 ст. 130 УК Беларуси (разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни). Павловец и Шиптенко обвиняются по двум составам — это ч.1 ст. 233 (незаконная предпринимательская деятельность) и ч.3 ст. 130 УК. Следует отметить, что изначально троих публицистов арестовали по подозрению в разжигании розни, которое было сделано на основании заключений экспертной комиссии при Министерстве информации РБ, долгое время остававшихся недоступными как для общественности, так и для самих арестованных и их адвокатов. Весной на Шиптенко и Павловца завели еще одно уголовное дело по статье о незаконной предпринимательской деятельности, сопряженной с получением дохода в крупном размере. Незаконность деятельности журналистов, по версии следствия, заключается в получении авторских гонораров за их публикации. Так, Юрию Павловцу попытались подсчитать гонорары с 2011 года, суммировав их. Согласно официальным формулировкам, Юрий Павловец, действуя в гражданском обороте с целью получения прибыли от оказания услуг иностранному СМИ и не состоя с ним в трудовых отношениях, осуществлял «сбор, редактирование и создание материалов для информагенств». Похожим образом выглядела формулировка по возбуждению нового уголовного дела и в отношении Сергея Шиптенко.

Публикации авторских статей в СМИ и получение гонораров за эти публикации с точки зрения права не являются предпринимательской деятельностью. Это утверждают как российские, так и белорусские юристы.

Сергей Пашин, российский федеральный судья в отставке, профессор кафедры судебной власти факультета права НИУ ВШЭ, член Московской Хельсинкской Группы и член Совета по правам человека при президенте РФ, ответил на вопрос издания EADaily, можно ли публикации авторских материалов в СМИ трактовать в качестве предпринимательской деятельности:

«Само по себе получение гонорара за творческую деятельность предпринимательством не является, — заявил Пашин. – Как мне кажется, это совершенно очевидно. Предпринимательство может быть связано, ну, например, с организацией гастролей. А поскольку здесь ничего подобного нет, говорить о предпринимательстве или незаконном предпринимательстве не приходится».

Между предпринимательской и творческой деятельностью существуют принципиальные различия, отметил эксперт. Творческий человек, по словам юриста, это «нечто вроде самозанятого работника». «Если автор не работает в каком-то СМИ, то он предоставляет свое перо по индивидуальным единичным договорам подряда. Иными словами, выступает не как создатель предприятия для получения прибыли, а как человек, пользующийся своими творческими возможностями. То есть он действует индивидуально и не вступает в предпринимательские отношения с другими частными или юридическими лицами. Он, как правило, заключает авторский договор. И авторский договор — это, конечно, не договор предпринимательского толка», — сообщил Пашин.

По его словам, характер творческой деятельности не меняется в зависимости от формы заключения этого договора. «Устный договор может быть. Но обычно, если человек предлагает свою статью, все-таки заключается договор. Хотя бы потому, что СМИ должно понимать, перешли ли к нему авторские права. Так что права обычно фиксируются в договоре. Но иногда он заключается постфактум, когда статья уже опубликована. Но не так важно, устный это договор или письменный. Это все равно не есть предпринимательство», — подчеркнул юрист.

Сергей Пашин объяснил также, в чем состоит отличие между получением гонорара за статью и прибылью от предпринимательской деятельности. «Одно дело, когда вы продаете свою способность, и другое дело, когда вы „навариваете“ прибыль за счет оборота. Это разные вещи. Человек, который продает речевую продукцию, пишет статьи, играет на фортепиано, не имеет оборота. Он осуществляет не деятельность. Он продает произведение. Это совсем другое. Даже если человек продает какую- то вещь, которая ему не нужна, это тоже не предпринимательство. Он, может быть, и получает какой- то доход в сравнении с тем, сколько вложил. Но это не деятельность, а разовый акт. А вот если он организует торговую точку, имеет оборот и продает разные вещи, то тогда это предпринимательство. Это вопрос наличия или отсутствия оборота», — резюмировал эксперт.

Источник: EADaily, 6.09.017

Страна: