Russian English

В Госдуму внесен законопроект об уголовном наказании за "дискредитацию России"

Депутат Госдумы от «Справедливой России» Олег Михеев внес в нижнюю палату парламента законопроект, предполагающий включение в Уголовный кодекс статьи «Дискредитация Российской Федерации».

«Дискредитация РФ, то есть распространение заведомо ложных, неточных или искаженных сведений о политическом, экономическом, социальном, военном или международном положении РФ, правовом положении граждан в Российской Федерации, дискредитирующих Российскую Федерацию или ее органы власти, наказывается штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до 160 часов», – цитирует законопроект РИА «Новости».

За «дискредитацию РФ», совершенную публично, с использованием СМИ либо интернета, наказание увеличивается — могут оштрафовать на сумму до миллиона рублей или назначить обязательные работы на срок до 240 часов.

В пояснительно записке сказано: «Современная международная ситуация характеризуется широчайшим воздействием информационной сферы на массы — так называемая "война за взгляд на мир". Именно от "взгляда на мир" во многом зависит стабильность экономики государства, безопасность от внешней угрозы, внутренние настроения».

В случае принятия таких поправок в УК, уголовно наказуемой станет фактически любая критика российских властей, любые негативные оценки любых сфер политической, социально-экономической, культурной и даже спортивной жизни страны. Преступником будет не только оппозиционный активист, но даже журналист независимого медиа или диванный блогер — как бы тщательно они ни редактировали свои тексты, помня о дамокловом мече 282-й статьи. Ведь с точки зрения нашего государства любая критика в его адрес — заведомая ложь либо неточность и дискредитация, пишет «Открытая Россия».

Предлагаемая Михеевым статья УК — это генетическая копия статьи 70 УК РСФСР 1960 года «Антисоветская агитация и пропаганда»: «Агитация или пропаганда, проводимая в целях подрыва или ослабления Советской власти либо совершения отдельных особо опасных государственных преступлений, распространение в тех же целях клеветнических измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно распространение либо изготовление или хранение в тех же целях в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания».

Наказание там, правда, было пожестче: лишение свободы на срок от шести месяцев до семи лет.

В антисоветской агитации и пропаганде были обвинены за свои повести, рассказы и статьи Андрей Синявский (7 лет заключения) и Юлий Даниэль (5 лет заключения). Также за антисоветскую агитацию и пропаганду был на 7 лет осужден правозащитник Сергей Ковалев. По 70-й статье сидели известные диссиденты, члены Московской Хельсинкской группы Кронид Любарский, Татьяна Осипова и многие другие.

Еще одна похожая статья УК РСФСР — 190 «прим»: «Распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй»: «Систематическое распространение в устной форме заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, а равно изготовление или распространение в письменной, печатной или иной форме произведений такого же содержания».

Наказание — лишение свободы на срок до трех лет, исправительные работы на срок до одного года или штраф до ста рублей.

По статье 190 «прим» были привлечены к ответственности участники демонстрации против ввода войск в Чехословакию. Их также обвинили в «групповых действиях, нарушающих общественный порядок», и приговорили к лишению свободы на сроки от 2 лет 10 месяцев либо отправили в ссылку на 3-5 лет.

По 190-й «прим» в 1970-е годы отбывал трехлетнее заключение известный псковский священник Павел Адельгейм, убитый в 2013 году. В заключении, во время беспорядков в колонии Кызыл-Тепа Павел Адельгейм потерял ногу.

По этой же статье были арестованы и сидели в лагерях братья Александр и Кирилл Подрабинеки, член Московской Хельсинкской группы Мальва Ланда.

Когда натыкаешься в новостных лентах на информацию о законопроектах, подобных тому, что выдвинул господин Михеев, испытываешь затруднение: не вполне понятна степень опасности, отмечает «Открытая Россия». Известно, что словосочетание «депутат Госдумы предложил» может вообще ничего не значить, ни к чему не вести. Проекты законов разной степени безумия время от времени рождаются, но беззвучно умирают на стадии профильных комитетов.

Но взглянем на список достижений шестого созыва Госдумы — о многих принятых ею законах, пока они были лишь законопроектами, можно было сказать, что «уж такое точно не пройдет, у государства не хватит отмороженности».

Сажать в тюрьму за «неоднократные нарушения правила проведения массовых мероприятий» — это казалось бы чересчур даже для путинской России. Но Ильдар Дадин уже сидит, и нет сомнений: следственные органы и суды создадут обширную «правоприменительную практику».

Закон «об оскорблении чувств верующих» — избыточная норма в российском уголовном праве при существующей и активно применяемой статье 282 УК. Тем более, что инициатором законопроекта был даже не единоросс, а член ЛДПР Ярослав Нилов, что тоже давало надежду на умирание этой инициативы в комитетах. Но нет, закон принят. Список можно продолжать и дальше.

Имея такой опыт наблюдения за парламентской жизнью, только совсем неисправимый оптимист отмахнется от тревоги после прочтения заметки о депутате Михееве и его предложении.

Законопроект Михеева могут и не принять — Госдума шестого созыва уже никогда не соберется, и неизвестно еще, попадет ли в новый состав парламента господин Михеев. А могут и принять, но немного позже, переработав его, испытав сейчас общественную реакцию на вброс.

С 2012 года в России приняты тонны законов, уничтожающих права и свободы. И законопроект Михеева — если он когда-нибудь дойдет до парламентского голосования — будет вполне логичным продолжением наступления государства на граждан.

Страна: