7 апреля 2017 года из поселения Джантурко были принудительно выселены сотни рома. Десятки семей покинули поселение еще раньше из-за участившихся полицейских проверок и преследований и многие из них бояться стать бездомными. Некоторых из двухсот человек, остававшихся в поселении к 7 апреля, перевезли в предоставленное им альтернативное, но несоответствующее стандартам жилье, остальные же стали бездомными и теперь незащищены от других нарушений прав человека.
Чтобы принять участие в акции срочной помощи, международная правозащитная организация Amnesty International просит своих сторонников распечатать подготовленное правозащитниками обращение и отправить его по указанному в тексте адресу. Если вам ответят, напишите AI на msk@amnesty.org! Расскажите друзьям о своём участии в #АСП.
За несколько месяцев, предшествовавших принудительному выселению, муниципалитет не провел реальных консультаций с рома с тем, чтобы найти возможные альтернативы выселению и варианты для расселения всех жителей поселения. За две недели до выселения власти сообщили семьям, что их будут выселять 11 апреля, и передали им несколько копий решения о выселении. Однако, 6 апреля они сказали семьям, чтобы те приготовились уехать на следующий день.
Принудительное выселение началось в 7:00 7 апреля. К 11:00 в поселении уже никого не осталось. Территория была очищена от людей и вход на нее был закрыт. Снос зданий шел уже примерно с 10:00, поскольку его начали с дальней части поселения. Все дома были разрушены. Осталось стоять лишь несколько зданий, которые здесь стояли до создания поселения рома. Многие дома в поселении пустовали, потому что их жители уехали за несколько недель или дней до выселения. Тем не менее, там остались вещи семей, которые выехали из поселения до выселения, и тех, кто был выселен 7 апреля. В том числе мебель, одежда, игрушки и газовые баллоны. Как сообщается, о компенсациях за утрату имущества речи не шло.
В операции приняли участие десятки сотрудников правоохранительных и других органов (в том числе карабинеры, управление по расследованиям и специальным операциям – «Digos», уголовная полиция и муниципальная полиция). Также присутствовали пожарные, подразделения гражданской обороны, несколько бульдозеров и грузовиков, чтобы увозить все, что было снесено.
Некоторые семьи знали, что их перевезут в новый лагерь на виа дель Рипозо, построенный на средства, выделенные муниципалитетом Неаполя и Министерством внутренних дел, а многим другим сказали, что их нет в списках людей, отправляющихся в новый лагерь. Многие семьи не получили никакого ответа от властей, когда спрашивали, куда они должны идти, раз им не предложили альтернативного жилья. Когда исследователи Amnesty поинтересовались, что будет с семьями, которым не было предложено альтернативное жилье, представители муниципалитета и один сотрудник полиции отказались отвечать. Один из них заявил: «Для всех у нас жилья нет».
Семьям, которые отправлялись в лагерь на виа дель Рипозо, предлагали транспорт, если он им нужен. Три автобуса перевезли взрослых и детей в новый лагерь, на нескольких машинах перевозили их вещи. При этом многие рома сообщили Amnesty, что им дали указание брать как можно меньше вещей, поскольку на виа дель Рипозо не очень много места. Amnesty не считает лагерь на виа дель Рипозо надлежащим альтернативным жильем из-за возможных проблем, связанных с размером помещений, доступом к услугам, гарантиям против выселения семей и сегрегацией. Amnesty ждет разрешения от властей на посещение лагеря на виа дель Рипозо, но ей уже сообщили, что он состоит из 28 контейнеров (27 жилых и один для администрации), каждый площадью около 20 кв. метров, и в каждом есть комната, ванная и кухня. Там есть электричество и вода (горячая и холодная). Лагерь окружен забором с охраняемыми воротами. Забор, окружающий лагерь, уже испещрен надписями – «рома, вон», «нет деградации» и «мэр - предатель». Ворота в лагерь охраняются круглосуточно, а снаружи дежурит полиция, так как власти считают, что существует опасность роста напряженности и нападений на рома.
Десятки семей рома из Джантурко по-прежнему остаются бездомными. Некоторые переехали в другие нелегальные поселения, другие временно живут у друзей и родственников, а как минимум три семьи провели эту ночь в своих машинах и еще одна на вокзале, в том числе женщина на седьмом месяце беременности и серьезно больной юноша 20 лет. Но встрече, организованной активистами и семьями рома, которые 11 апреля стали бездомными, муниципалитет признал, что у него «нет альтернативных предложений… и он не может найти жилье для всех семей».