![]() |
![]() |
Федеральная палата адвокатов Российской Федерации
Адвокатские палаты субъектов Российской Федерации
Общественные объединения адвокатов
ОБРАЩЕНИЕ
о проведении предупредительной акции — всеобщего временного повсеместного прекращения участия адвокатов в процессуальных действиях во всех видах судопроизводства
Конституция Российской Федерации в статье 48 гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи.
Основные принципы, касающиеся роли адвокатов (юристов) предусматривают, что государства обязаны обеспечить условия, при которых адвокаты могли бы выполнять свои профессиональные обязанности в обстановке, свободной от угроз, препятствий, запугивания или неоправданного вмешательства. Комитет ООН по правам человека отмечает, что адвокаты должны иметь возможность консультировать и представлять лиц, обвиняемых в уголовном преступлении, в соответствии с общепризнанными принципами профессиональной этики без каких бы то ни было ограничений, воздействия, давления или неправомерного вмешательства с какой бы то ни было стороны.
Несмотря на формальное закрепление в законодательстве Российской Федерации некоторого круга гарантий и профессиональных прав адвокатов, эти положения в настоящее время носят иллюзорный характер. Это проявляется как в невозможности либо затрудненности в реализации предоставленных адвокату профессиональных прав, так и в незаконном воздействии на адвокатов, представляющем собой вмешательство в их деятельность или воспрепятствование ей.
Имеют место не только факты игнорирования обращений, заявлений, ходатайств, жалоб и нарушения профессиональных прав адвокатов, но и факты убийств, применения насилия, высказывания угроз, преследования адвокатов со стороны государственных органов по надуманным административным и уголовным обвинениям. В подавляющем большинстве случаев эти посягательства остаются безнаказанными.
Предусмотренные законом способы обжалования нарушений и организационные действия адвокатских палат, направленные на поддержку адвокатов, в современных условиях доказали свою неэффективность. Так, например, несмотря на то, что обыски у адвокатов нередко признаются вышестоящими судами незаконными, это не останавливает правоохранительные органы и судей от последующего принятия аналогичных решений, поскольку реальной ответственности за них никто не несет, в то время как достигаются цели незаконного обыска, состоящие в получении сведений составляющих адвокатскую тайну и устрашении адвокатов. При этом у представителей адвокатских палат, участвующих в обысках в силу положений ст. 450.1 УПК РФ, нет полномочий для предотвращения незаконных действий по производству обыска и (или) изъятию документов, составляющих адвокатскую тайну.
В практике имеют место массовые нарушения прав адвокатов на встречи с доверителями наедине, в условиях обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период их содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности.
Судьи все больше злоупотребляют своими полномочиями, не считаясь со временем и занятостью адвокатов, их правом на отдых, отпуск и прохождение лечения. Они, зачастую, не учитывают положения представленных адвокатами заключений специалистов.
Адвокаты в России массово и последовательно дискриминируются по сравнению с остальными, формально «равными» участниками процесса отправления правосудия, начиная с вопроса о проходе в здания государственных органов, заканчивая финансовыми вопросами. Так, адвокаты осуществляют свою деятельность в более неблагоприятных, по сравнению с юристами без статуса, условиях: частнопрактикующие юристы платят налог на доходы по ставке 4—6% процентов, а адвокаты — по ставке 13%. При этом оплата работы адвоката по назначению оплачивается в существенно меньшем размере, чем, например, оплата труда государственного обвинителя.
Кроме того, адвокатам, осуществляющим защиту по назначению, нередко приходится в течение длительного времени добиваться оплаты при помощи инициирования судебных процессов, а возможности получения процентов за задержку выплат — через Конституционный суд РФ. Ответственность за то, что адвокатов на длительное время оставляют без средств к существованию, несмотря на положения ст. 145.1 УК РФ, никто не несет.
Многочисленные публичные обращения адвокатов игнорируются, в результате чего количество фактов противоправного воздействия на адвокатов только увеличивается.
За период, истекший с момента принятия Федерального закона № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в соответствии с положениями статьи 18 которого «вмешательство в адвокатскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, либо препятствование этой деятельности каким бы то ни было образом запрещаются», а «адвокат, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принимать необходимые меры по обеспечению безопасности адвоката, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества», в отношении адвокатов в России совершено множество противоправных посягательств.
Перечислим лишь факты, получившие широкую известность.
В отношении большинства из перечисленных выше преступлений не установлены и не привлечены к ответственности лица, виновные в их совершении.
Сотрудники правоохранительных органов нередко не только проявляют пассивность в раскрытии и расследовании преступлений против адвокатов, но и сами становятся лицами, их совершающими.
Так, в мае 2008 г. в Челябинской области сотрудники полиции незаконно лишили свободы адвоката Александра Шалагина.
Эти факты, являющиеся актами устрашения отдельных адвокатов и всех представителей адвокатского сообщества, а также их неэффективное расследование, недостаточный уровень вовлеченности Федеральной палаты адвокатов и адвокатских палат субъектов РФ, вызывают искреннее возмущение. Возмущает и то, что до сих пор отсутствует эффективный механизм реализации и обеспечения надлежащего уровня безопасности профессиональной деятельности адвокатов, членов их семей и их имущества.
Более того, в практику правоохранительных органов и суда прочно вошли изощренные методы преследования адвокатов за их профессиональную деятельность по надуманным административным и уголовным обвинениям. Так, широкую известность получили факты преследования адвокатов Сергея Бровченко, Михаила Трепашкина, Бориса Кузнецова, Юрия Кныша, Василия Алексаняна, Елены Аграновской, Павла Ивлева, Дмитрия Бронникова, Петра Сурского, Дмитрия Талантова, Ивана Павлова, Александра Войцеха, Эмиля Курбединова, Эдема Семедляева, Назима Шейхмамбетова, Айдера Азаматова, Эмине Авамилевой, Михаила Савельева, Марины Савельевой, Дианы Ципиновой, Елены Михно, Сергея Юрьева, Александра Сливко, Дианы Кибец, Мурада Мусаева, Дарьи Трениной, Александра Лебедева, Ирины Савельевой, Владимира Зубкова, Игоря Третьякова, Михаила Беньяша, Дмитрия Сотникова, Андрея Маркина, Тимура Идалова, Дагира Хасавова, Владимира Дворяка, Лидии Голодович, Игоря Третьякова, Сергея Маракова, Михаила Зломнова, Андрея Зломнова, Оксаны Кебайер, Мансура Гильманова, Сапият Магомедовой, Дмитрия Новикова, Сергея Макаренко, Марии Бонцлер, Ирины Гак.
13 октября 2023 года стало известно о задержании и необоснованном привлечении к административной ответственности адвоката Алексея Ладина, а также о производстве обысков в КА «Далет» и у адвокатов Вадима Кобзева, Игоря Сергунина, Алексея Липцера, которые заключены под стражу фактически за осуществление профессиональной деятельности.
При этом не предпринимается необходимых усилий для совершенствования положений законодательства в части обеспечения реализации и защиты профессиональных прав адвокатов. Так, разработанный в 2020 г. на базе Общероссийского гражданского форума законопроект, предусматривающий, в том числе, введение уголовной ответственности за воспрепятствование деятельности адвоката, вынесенный Министерством юстиции на общественное обсуждение 1 сентября 2020 г., до сих пор не принят. Представители ФПА сообщают о том, что не знают, что стало причиной остановки работы над законопроектом, при этом заявляя что: «ощущается серьезное противодействие со стороны правоохранительной и судебной системы».
На основании вышеизложенного мы, нижеподписавшиеся адвокаты:
В целях реализации данных стремлений, мы
ПРЕДЛАГАЕМ:
В качестве требований участников акции, удовлетворение которых повлечет ее прекращение, считаем необходимым потребовать от уполномоченных сотрудников государственных органов:
P.S. На момент публикации обращения под ним подписались 144 адвоката.
Источник: Legal Petition