Russian English

Армения: режим против оппозиции

Четыре члена «Учредительного парламента» задержаны, среди них — основной идеолог и лидер радикального движения, ветеран карабахской войны, военно-политический деятель Жирайр Сефилян. Полиция объясняет задержание пресечением попытки организации массовых беспорядков 24 апреля, а правозащитники и члены УП расценивают действия правоохранителей как преследование, подкрепленное «заказом» с политического Олимпа.

Правозащитники уверены, что власти не ограничатся задержанием руководителей УП, и спустя трое суток они будут взяты под арест на два месяца, чтобы находились в изоляции 24 апреля. Ситуацию можно описать, перефразируя поговорку: «Дальше едешь, тише будешь». Об этом пишет «Кавполит».

А откуда радикалы?

Полиция Армении задержала руководителей радикального оппозиционного движения «Учредительный парламент» (УП). Оно уже давно проводит акции протеста в регионах и на столице с лозунгом «100-летие без режима».

Целью УП является организация масштабных акций протеста 24 апреля в Ереване, куда съедутся люди со всего мира почтить память жертв Геноцида армян в Османской империи в 1915-23 гг.

«Учредительный парламент» прошел несколько этапов формирования. Сначала существовало движение «Сардарапат», основанное уроженцем Бейрута Сефиляном и его сподвижниками. Затем появился «Предпарламент», который в результате перерос в УП.

Принципиальной разницы в идеологиях этих организаций нет. Все они исходили из радикальных позиций, настаивая, что в Армении нельзя добиться смены власти посредством выборов, а значит, необходимо найти новые пути решения этой задачи. В качестве одного из вариантов предлагались «уличные действия».

«Учредительный парламент» придерживается той же линии. Помимо жесткой критики в отношении власти, движение выступает с инициативами в сфере внешней политики. Здесь они фактически совпадают с позицией прозападно настроенной партии «Наследие», настаивающей на пересмотре армяно-российских отношений, в которых, как они считают, ущемлены интересы Армении.

Правда, мало кто из них доходчиво говорит, каким именно образом отношения между Россией и Арменией должны быть пересмотрены, и какие интересы Армении в результате будут защищены.

Оставшийся на войне

Лидеры «Наследия» и «Учредительного парламента» Раффи Ованнисян и Жирайр Сефилян родились и выросли в армянских общинах Ливана и США. Оба вернулись на родину после развала СССР. Еще до репатриации Сефилян ковал свою боевую биографию в гражданской войне в Ливане (участвовал в самообороне армянской общины). Он был активистом ливанской организации партии «Дашнакцутюн», которая в 1990 году направила его в Армению военным инструктором — обучать отряды добровольцев, участвующих в карабахской войне. Затем он возглавил Шушинский особый батальон и прошел всю войну.

После окончания боевых действий Сефилян некоторое время отсутствовал в Армении, а после возвращения занимал командные должности в Армии обороны Нагорного Карабаха. Затем был демобилизован в должности командующего 6-м оборонительным районом.

Активной политической деятельностью он занялся после 2000 года. В 2006 году Сефилян был адресован и приговорен к лишению свободы по обвинению в «публичных призывах к насильственной смене конституционного порядка». За радиальные политические взгляды и жесткость позиции Сефиляна в Армении часто называют «человеком, оставшимся на войне».

Почему 24 апреля?

Действия властей в отношении «Учредительного парламента» начались еще в начале года. В конце января произошел резонансный инцидент с участием представителей движения. Автопробег УП в Нагорный Карабах не доехал до Степанакерта. «Учредителей» избили люди в полицейских формах на границе между Арменией и Карабахом.

Еще один резонансный инцидент произошел недавно в Гюмри, когда во время митинга УП началась потасовка, и активист движения получил ножевое ранение.

В целом лозунги и действии УП по смене власти 24 апреля неоднозначно воспринимается как политиками, так и обществом Армении. Многие считают недопустимым проводить акции протеста в День памяти жертв геноцида и использовать дату национального траура в политических целях.

«Это лишает смысла суть дня траура, политизирует ее и смещает внимание мировой общественности от 100-летней годовщины геноцида на политические процессы», – отмечают противники инициативы.

Неслучайно из оппозиционных политических сил лишь «Армянский национальный конгресс» и «Наследие» осудили задержание лидеров УП. Не поддержала действия «Учредительного парламента» даже оппозиционная сила АРФ «Дашнакцутюн», в рядах которой в свое время состоял Сефилян.

«Мы призываем власть приостановить цепь политических преследований во избежание новых и непрогнозируемых потрясений. Мы расцениваем это в контексте заявления Сержа Саргсяна от 12 февраля (когда президент обрушился с критикой на олигарха Гагика Царукяна и обещал вытеснить его из политики – прим.ред.), в котором он дал понять, что единолично решает, кто будет заниматься политикой, а кто – нет», – заявила депутат парламентской фракции «Наследие» Заруи Постанджян.

Глава фракции «Дашнакцутюн» Армен Рустамян рассматривает вопрос с точки зрения морали. «Говорил и сейчас скажу, что проведение митингов 24 апреля недопустимо. Это собьет внимание мировой общественности со 100-летней годовщины и тем самым будет хорошим подарком для Турции. Именно с этой целью Турция придумала отметить (24 апреля) дату битвы при Галлиполи.

Проведение митингов в этот день означает, что многие будут говорить, манипулировать, что в Армении не все согласны (с общим мнением), некоторые вышли на улицы бороться против власти, и их считают исполнителями "геноцида" (внутри страны)», – заявил Рустамян.

Пресекли массовые беспорядки?

Представители «Учредительного парламента» уверяют, что арест их лидеров произведен политическим заказом верхушки власти. «Мы сумеем преодолеть ситуацию. Насколько бы она ни была шоковой, для нас ход событий был прогнозируемым», – заявил в ходе акции перед зданием полиции, где содержатся лидеры УП, член «Учредительного парламента» Врадан Акопян.

Правозащитники уверены, что задержанные не призывали организовывать беспорядки или насильственными методами свергнуть власть.

«Они, конечно, жестко критикуют власть, но максимум призвали к гражданскому неповиновению, что предполагает мирную борьбу против власти без применения силы. Гражданское неповиновение и организация беспорядков (в чем обвиняют представителей УП) – совсем разные явления», – заявил в беседе с журналистами правозащитник, глава Хельсинкского комитета Армении Аветик Ишханян.

Правозащитник, глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи Артур Сакунц не считает, что задержание лидеров радикального оппозиционного движения связно с их планами провести акции протеста именно 24 апреля. «Власти так или иначе преследуют оппозиционеров. Это вопиюще незаконное преследование обусловлено не траурной датой, а действиями Сефиляна и его сподвижников, направленными на отстранение власти», – уверен Сакунц.

На его взгляд, реакция властей связана с тем, что УП – одно из немногих оппозиционных политических движений, действия которых не подвластны руководству страны и непрогнозируемы. «Единственный аргумент, которым власти могут говорить с Сефиляном, это насилие, незаконные действия, которые были осуществлены», – сказал правозащитник.

Внешний заказ?

Армянская пресса узрела в задержании Сефиляна и его команды «внешний след». Для газеты «Айкакан Жамана» («Армянское время») это событие не было неожиданностью, поскольку ранее СМИ уже сообщили о том, что спецслужбы ряда стран озабочены намерением «Учредительного парламента» организовать акции протеста 24 апреля в Ереване.

По информации издания, речь идет о спецслужбах тех стран, руководство которых намерено приехать в Армению для участия в этих мероприятиях — и потребовало от армянских властей нейтрализовать угрозу. «Исходя из этого, велика вероятность того, что представители «Учредительного парламента» будут арестованы на 2 месяца», – пишет издание.

Страна: