![]() |
![]() |

Известные российские правозащитники вышли в центр Москвы с акцией против «закона садистов» – этот документ дает право сотрудникам учреждений ФСИН использовать физическую силу против заключенных, например, в том случае, если они нарушают режим содержания. По существующим Правилам внутреннего распорядка, нарушение режима — это зачастую ситуации, когда заключенный днем лежит на кровати или не поздоровался с сотрудником ФСИН. Об этом пишет «Открытая Россия».
С одиночными пикетами к зданию Государственной думы РФ вышли член президентского Совета по правам человека (СПЧ), председатель Московской Хельсинкской Группы Людмила Алексеева, руководитель общероссийского движения «За права человека» и член МХГ Лев Пономарев, член общественной наблюдательной комиссии Москвы и член МХГ Валерий Борщев, глава Российского «Мемориала» и член МХГ Сергей Ковалев.
Закон был внесен в Госдуму 26 мая 2015 года Правительством, писал ранее Лев Пономарев в своем блоге.
«Суть закона в том, что он разрешает применять физическую силу и спецсредства (включая дубинки и электрошокеры) к заключенным не только в случаях угрозы физической безопасности сотрудникам или другим лицам (как это было раньше), но и, например, в любых случаях нарушения распорядка, то есть, по любому поводу.
Этот закон находился на экспертизе в Правительстве с сентября 2014 года. Правозащитники пытались его остановить. В итоге, без экспертизы Совета по правам человека при Президенте РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ, этот закон внесен в Госдуму. Он может быть принят буквально в течение нескольких дней», – писал Пономарев.
На пикете он заявил журналистам: «Мы единственная страна в Европе, где убивают и насилуют заключенных». Он подчеркнул еще раз, что СПЧ не дал правовой оценки закона, и указал, что «правила внутреннего распорядка» — размытое понятие. Например, нарушение таких правил — лежать на кровати днем. «Хотим привлечь внимание, чтобы закон прошел экспертизу официального государственного органа», — объяснил Пономарев свой пикет. По его словам, после рассмотрения СПЧ документ будет другим.
Сергей Ковалев также обратил внимание, что закон написан «хитро»: полномочия даются любому сотруднику, а что значит «нарушение режима» или «неподчинение сотрудникам», не уточняется. «Если заключенный отказывается снимать шапку перед сотрудником ФСИН — это неподчинение? Его можно бить дубинкой? Если вышел в тапочках на крыльцо, это нарушение режима, за которое можно карать электрошокером?» — недоумевает Ковалев.
Валерий Борщев обратил внимание, что закон противоречит международному праву, и высказал мнение, что не заключенные и правозащитники, а сама власть должна испугаться процессов, которые происходят на зоне. «Они получат неподконтрольную структуру, которая будет использовать насилие», — констатировал правозащитник.


