Russian English

В Москве суд признал фигурантов "Нового величия" виновными в экстремизме

Фото: Дмитрий Лебедев / Коммерсантъ

Люблинский суд Москвы 6 августа вынес приговор семерым фигурантам дела «Нового величия». На оглашение обстоятельств дела и причин принятого решения у судьи Александра Маслова ушло более четырех часов, хотя еще в самом начале он сообщил: суд, несмотря на позицию защиты, считает обвиняемых виновными в создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК РФ). Трое фигурантов дела получили реальные сроки, четверо — условные. Никто из осужденных свою вину не признает. Об этом сообщает «Коммерсантъ».

Руслан Костыленков приговорен к семи годам колонии общего режима; Вячеслав Крюков — к шести годам колонии общего режима; Петр Карамзин — к шести с половиной годам колонии; Дмитрий Полетаев — к шести годам условно (освободить из-под стражи в зале суда); Максим Рощин — к шести с половиной годам условно; Мария Дубовик — к шести годам условно; Анна Павликова — к четырем годам условно. Защита обжалует приговор, сообщает ТАСС. Адвокаты утверждают, что в основу обвинения легли показания провокатора. «Даже условные сроки не устроят защиту. Необходимо добиваться полного оправдания», — сказала «Эху Москвы» член Московской Хельсинкской Группы адвокат Каринна Москаленко, которая защищает Марию Дубовик. Некоторые фигуранты дела заявляли о пытках и давлении со стороны следствия.

Приговор вынесен, но это не конец судебного противостояния, рассказал радио Sputnik сопредседатель Московской Хельсинкской Группы Вячеслав Бахмин. «Я уверен, что будет апелляция. Серьезной надежды на смягчение приговора нет, хотя на год-полтора заключения приговор может снизиться. Скорее всего, они даже после апелляции останутся в заключении, поскольку сейчас настрой такой, что хотят показать жесткость и неотвратимость наказания. Если уже что-то решено, то это будет доведено до конца», – считает правозащитник.

С утра к зданию суда стали подходить люди, чтобы поддержать фигурантов дела, а также представители СМИ. Среди пришедших к Люблинскому суду – члены Московской Хельсинкской Группы Валерий Борщев, Лев Пономарев, Сергей Сорокин, Светлана Астраханцева, член Совета по правам человека при президенте РФ Николай Сванидзе, политик Илья Яшин, писатель Дмитрий Быков, муниципальные депутаты Юлия Галямина, Илья Азар.

Пресс-секретарь Люблинского суда Ольга Ковалева распорядилась закрыть оглашение приговора для слушателей и прессы. Попасть в здание суда удалось примерно 50 родственникам и журналистам. В главный зал заседаний пустили только адвокатов, подсудимых и родителей. Журналистам приставы и пресс-служба суда в зале трансляции сообщили, что выход возможен, но возвращение — нет: «Нельзя ни в туалет, ни на прямые включения, такие правила».

У суда собралось более 200 человек, на входе в здание образовалась давка. Участников других процессов приставы не пускали в здание наравне с теми, кто пришел на «Новое величие». Собравшиеся скандировали «Невиновны!».

Судья Маслов читал приговор монотонно и неразборчиво. В зале трансляций не было слышно почти ничего, сообщали журналисты. На экранах в зале трансляций было видно, как душно участникам процесса: весь ритуал оглашения приговора они вынуждены были стоять в тесном зале, кашляя, чихая, утирая пот, обмахиваясь документами, передавая друг другу воду. О социальной дистанции не шло речи.

Перед началом заседания около Люблинского суда задержали несколько человек.

В здании суда был задержан бывший член общественной наблюдательной комиссии Москвы, эксперт Московской Хельсинкской Группы Евгений Еникеев. Во время заседания по «Новому величию» Еникеев зашел в здание суда, чтобы написать жалобу на то, что слушателей не пускают на оглашение приговора. Подав жалобу, он остался в здании суда. Приставы требовали от него покинуть здание суда, хотя человек имеет право находиться в здании суда, пока суд работает. Еникеев указал, что это незаконное требование, и в итоге сами приставы на него составили протокол. Были вызваны сотрудники полиции и Еникеева увезли в ОВД Нижегородский. Позднее, после вмешательства правозащитников, Еникеева отпустили из ОВД без составления протокола.

Отметим, что с декабря 2018 года о «Новом величии» знает президент России: члены СПЧ минимум дважды публично приводили Владимиру Путину доводы, свидетельствующие о фабрикации уголовного дела. Глава государства, однако, утверждал, что располагает другой информацией: «Они готовились к боевым действиям». Первую петицию, созданную в 2018 году в защиту фигурантов дела, к настоящему моменту подписали более 320 тыс. человек.

В канун оглашения приговора Московская Хельсинкская Группа выступила с открытым письмом в защиту обвиняемых, назвав дело «Нового величия» прямым следствием полицейской провокации. «Дело "Нового величия" было сфабриковано следствием путем процессуальных нарушений и прямых злоупотреблений», - говорится в письме. Правозащитники указали, что обвинение содержит множество неточностей и ошибок. В частности отсутствуют мотивы преступления и цель, ради которой фигуранты якобы организовали «экстремистское сообщество». Обвинение строится на показаниях «засекреченного свидетеля», участники процесса не могут напрямую задавать свидетелю вопросы, а общество - оценить состоятельность его показаний. «Внедренный агент Руслан Д. (свидетель Константинов А. А., настоящее имя - Раду Зелинский) намеренно подталкивал молодых людей в сторону нарушения закона. Все провоцирующие фразы и действия исходили исключительно от него. Провокатор самостоятельно создал все атрибуты "экстремистского сообщества": структуру организации и ее программные документы. Однако и он, и сотрудники различных силовых структур остаются вне уголовного преследования, а на скамье подсудимых находятся семеро невиновных молодых людей», - заявляют правозащитники. По сути, молодых людей преследуют за критическое отношение к действующей власти и за попытку обсуждать ситуацию в стране, считают в МХГ.

Открытые письма с требованием прекратить преследование обвиняемых также опубликовали объединение «Марш матерей», Либертарианская партия России, сообщества литераторов, ученых, журналистов, юристов и членов СПЧ.

Страна: