![]() |
![]() |

Верховный суд Таджикистана 29 сентября запретил деятельность единственной в Центральной Азии Исламской партии, признав её деятельность террористической, сообщает Би-би-си.
Ранее Генеральная прокуратура страны направила соответствующий иск в Верховный суд Таджикистана.
Суд постановил закрыть газету "Наджот" и одноименный сайт, принадлежавшие Исламской партии. Вся литература, видео- и аудиопродукция таджикских исламистов также объявлены вне закона.
Генеральная прокуратура обвинила руководство партии в попытке государственного переворота. "Партия Исламского возрождения Таджикистана планировала осуществить серию нападений, в том числе на Дворец нации, МВД, ГКНБ, международный аэропорт, министерство обороны и государственное телевидение", - говорится в официальном заявлении Генеральной прокуратуры.
В качестве доказательств планируемых исламистами терактов приводятся сообщения о найденных в офисе партии брошюр, в которых исламисты якобы призывают к насилию.
Ранее Генпрокуратура страны обвинила лидера Исламской партии Мухиддина Кабири в руководстве и организации серии вооруженных нападений на силовые структуры Таджикистана, совершенные в начале сентября бывшим заместителем министра обороны страны генералом Абдухалимом Назарзодой.
В результате вооруженных инцидентов погибло более 20 человек.
Мятежный генерал и его 11 ближайших сторонников были убиты в местечке Гусгев Ромитского ущелья 16 сентября.
В официальном заявлении МВД и ГКНБ страны сообщается, что власти пытались вступить с генералом в переговоры и убедить его, а также его сторонников, добровольно сдаться, однако те оказали "яростное сопротивление".
Лидер таджикских исламистов, находящийся сейчас за пределами Таджикистана, категорически отверг все обвинения.
Мухиддин Кабири выехал из страны в марте, после прошедших в Таджикистане парламентских выборов, которые Исламская партия, по официальным данным, проиграла.
"Я опровергаю все эти обвинения и считаю их надуманными. Все, кто следит за политическими процессами в Таджикистане, знают нашу политическую линию и понимают, что эти обвинения не имеют ничего общего с моей деятельностью и мировоззрением. Что касается генерала Назарзоды, то мы в последние годы с ним очень редко встречались. Эти заявления абсурдны", - сказал Русской службе Би-би-си Мухиддин Кабири.
По его словам, недовольство таджикских властей было вызвано растущей популярностью партии. Решения властей он называет политически мотивированными.
Между тем за последние десять дней задержаны десятки сторонников и членов Исламской партии Таджикистана, в том числе практически весь политический совет партии, все заместители лидера исламистов.
Накануне был задержан адвокат сторонников запрещенного религиозного объединения Бузургмехр Еров, который первым сообщил о пытках и избиениях, которым подвергались его подзащитные.
По словам адвоката, следственные органы требовали от исламистов признать вину в заговоре против действующей власти и попытках госпереворота. Он сообщил об избиении заместителей лидера Исламской партии Саидумара Хусайни и Махмадали Хаитова.
МВД страны обвинило известного таджикского адвоката в мошенничестве и подделке документов. Бузургмехр Еров за день до своего ареста заявил о создании комитета защиты членов Исламской партии Таджикистана.
Исламская партия возрождения Таджикистана была единственным зарегистрированным политическим объединением исламского толка в Центральной Азии.
Её основатель - один из лидеров объединенной таджикской оппозиции Саид Абдулло Нури, подписавший в 1997 году в Москве соглашение о мире с действующей властью во главе с президентом Эмомали Рахмоном.
Ранее международная правозащитная организация Human Rights Watch, Норвежский Хельсинкский комитет и Ассоциация по правам человека в Центральной Азии призвали США и ЕС оказать давление на официальный Душанбе с целью незамедлительного освобождения активистов Исламской партии страны, десятки членов которой было арестованы за последние дни.
Правозащитники потребовали предоставить общественности доказательства вины арестованных исламистов, а также допустить к ним адвокатов и родственников.
В HRW эти аресты назвали "полномасштабной атакой на инакомыслящих в Таджикистане".
Хью Уильямсон, директор Human Rights Watch по Европе и Центральной Азии призвал Душанбе отказаться от практики арестов оппозиции "по надуманным обвинениям" и под предлогом "предотвращения будущих преступлений".
Правозащитные организации обращают внимание на то, что последним массовым арестам сторонников Исламской партии предшествовали долгие кампании по дискредитации оппозиционных политиков как внутри страны, так и за её пределами.
"Таджикские власти использовали последние события как предлог подавления инакомыслящих. Отсутствуют реальные доказательства, а эти аресты, кажется, хорошо вписываются в длительные клеветнические кампании режима в Душанбе против самой известной оппозиционной партии страны", - сказал Бьорн Энгесланд, генеральный секретарь Норвежского Хельсинкского комитета.
"Ситуация с правами граждан Таджикистана в последние месяцы резко ухудшилась. Настало время для международных партнеров Таджикистана, в том числе Вашингтона и Брюсселя, сказать таджикским властям, что тюрьмы для диссидентов и запрет на функционирование законных политических оппозиционных групп могут иметь серьезные последствия для двусторонних связей", - отмечает Надежда Атаева, президент Ассоциации по правам человека в Центральной Азии.
Многие наблюдатели уверены, что власти использовали последние события в стране в качестве официального повода для усиления давления на исламистов и начала процесса закрытия Исламской партии.