Russian English

"Чиновники считают, что адвокаты – это пособники преступников"

Генри Резник

Федеральная палата адвокатов (ФПА) России вновь обратилась к руководству страны с просьбой повысить заработок адвокатов, которые работают по назначению. На этот раз ФПА настаивает на шестикратном увеличении суммы. Об этом сообщил глава палаты Юрий Пилипенко. ФПА возмутило, что казаки, которые теперь охраняют суды, в день получают три тысячи рублей, в то время как заработок адвокатов по назначению составляет всего 550 рублей в день. Вице-президент Федеральной палаты адвокатов, член Московской Хельсинкской Группы Генри Резник рассказал «Новым Известиям», почему адвокатов в стране не ценят, какой заработок считается уже «пределом мечтаний», а также о том, с каким трудом выживают региональные защитники.

– Генри Маркович, как так получается, что труд казаков, охраняющих суды, ценится больше чем работа адвоката?

– Это традиционное, неуважительное, даже подозрительное отношение к адвокату. Дурное наследование. Российские чиновники считают, что адвокаты - это пособники преступников. А кроме того, у них абсолютно неадекватное представление о наших заработках. В Москве сейчас почти девять тысяч адвокатов. Половина из них ведет очень тяжелую жизнь. И заработок 40 тысяч рублей в месяц уже достижение. Тут даже надо серьезно потрудиться, чтобы его получить. Особенно сейчас, когда ситуация ухудшается в связи с кризисом.

– Не в первый раз ФПА обращается к правительству с просьбой повысить ставки оплаты труда адвокатов по назначению. Почему никаких изменений не происходит?

– Все из-за отношения нашего государства к адвокатуре. С колоссальным трудом семь лет назад удалось добиться увеличения с 298 рублей в день до 550 рублей. Только представьте, за высококвалифицированную работу знаток права получает такую унизительную сумму. И то, если участвует в судебных заседаниях. В России не оплачивается изучение дела, копирование материалов, посещения в тюрьме. Это просто эксплуатация адвокатов. И граничит вообще с неконституционностью. Понятно, что это нагрузка на бюджет. Идут споры между адвокатским сообществом и государством. Но, к примеру, во Франции 80 евро получают адвокаты но не в день, а в час. Должна быть экономическая мотивация. Без этого никуда.

– На казаков же деньги нашли, почему не могут выделить дополнительные средства на адвокатов?

– У нас адвокатура отделена от государства. Нет никаких льгот по аренде помещения. Пенсии у адвокатов ничтожны. Более того, нам не оплачиваются ни больничные листы, ни отпуск. Это в принципе правильная позиция, что адвокатура отделена от государства, это обеспечивает ее независимость. Но в данном случае, когда Конституция говорит об обязательной защите, государство выступает как заказчик. А мы - подрядчики. И вопрос оплаты труда должен регулироваться не в одностороннем порядке, когда государство кидает адвокатам мизерные суммы. Это отношения равноправных партнеров в защите прав граждан по Конституции, которые должны регулироваться генеральными соглашениями и вырабатываться за столом переговоров. Мы давно это предлагали.

– А ситуация в регионах у адвокатов сложнее?

– Конечно. Заработки адвокатов в массе своей не то что не высоки, а ничтожны. И особенно в регионах. В крупных городах адвокаты еще могут пробить себе гражданские дела, помогать бизнесу. Но в регионах никакого бизнеса нет. Там до 90% уголовных дел проводятся по назначению. Они не оплачиваются подзащитными, денег нет у людей. Вот ситуация. Региональная адвокатура в сущности живет только на оплату по назначению. Более того, с позиции Европейского суда сейчас обязательно участие адвоката по административным и гражданским делам. А это вообще никак не оплачивается. Абсолютно неуважительное отношение к адвокатуре.

Источник: Новые Известия, 30.06.2016

Страна: