26 ноября – первый день работы Генеральной ассамблеи Гражданского форума ЕС – Россия, которая на этот раз проводится в Таллине. О повестке дня Ассамблеи и задачах форума рассказывает его исполнительный директор Анна Севортьян:
– Гражданский форум ЕС – Россия появился как инициатива снизу. Говоря "инициатива снизу", я подразумеваю, что группа организаций по собственному велению души в 2010 году начала обсуждать идею создания площадки, где можно было бы говорить о проблемах в гражданской жизни, в гражданском обществе, которые в равной степени волнуют Россию и Европу, российские некоммерческие организации и европейские организации. В 2011 году состоялась учредительная конференция в Праге. Так появился Гражданский форум ЕС – Россия. Сегодня у нас уже 135 организаций-членов. Это, наверное, показатель того, насколько такое объединение нужно. Иногда у нас спрашивают – в чем наше отличие от гражданского форума "Восточное партнерство". Вот там как раз инициатива создания принадлежала в большой степени Европейскому союзу. У нас никаких официальных структур ЕС нет. Это объединение сугубо некоммерческих неправительственных организаций.
– Но при этом вы хотите пытаться влиять на политические решения?
– Мы, несомненно, хотим, чтобы более консолидированный голос гражданских лидеров и гражданских некоммерческих организаций из России и ЕС был услышан. И, конечно, принимался в расчет, когда нам есть что сказать. А по многим темам у НКО что сказать действительно есть. У них значительный опыт работы в своих сферах. Мы можем говорить здесь про права человека и про социальные вопросы, про самые разные темы. Это абсолютно нормально – пытаться демонстрировать как в России, так и в ЕС гражданский голос в подобного рода диалоге сторон. Мы, несомненно, считаем, что диалог должен обязательно происходить со всеми сторонами. Я говорю "диалог", но это не означает, естественно, кивание головой в такт. Очень часто результат этого разговора – понимание того, насколько мы не согласны по каким-то позициям. Тем не менее, разговаривать очень важно, доносить свою позицию очень важно. Такая своего рода гражданская дипломатия – это необходимая часть нашей работы, во многом наша миссия.
– Как финансируется Гражданский форум ЕС – Россия?
– Гражданский форум ЕС – Россия финансируется несколькими источниками. Это частные фонды. У нас есть и достаточно большая поддержка от ЕС. Но, я подчеркиваю, у нас несколько совершенно разных источников финансирования.
– Почему Таллин был выбран для проведения главного мероприятия года – Генеральной ассамблеи Гражданского форума ЕС – Россия?
– Генеральная ассамблея каждый раз проходит в каком-то новом месте – в России или в ЕС. В России мы проводили форум в Санкт-Петербурге. На сей раз мы собираемся в Таллине. Это действительно самое важное наше ежегодное собрание, где, во-первых, решаются организационные вопросы – выбираются люди в координационный совет, высший управляющий орган форума. Есть обсуждение внутренних вопросов. Но, естественно, очень важно, когда съезжаются 150 человек, обсуждать все те темы, которые принес этот год.
Год 2014-й был богат на самого разного рода события, серьезные и очень серьезные. Их мы будем обсуждать. Мы в первый день будем говорить о том, что собой представляет пространство ЕС и Россия сегодня. Есть ощущение, что идет активное разделение, изоляция одной стороны от другой. И она обоюдная. Мы откроем Генеральную ассамблею форума дискуссией о том, вместе или порознь сегодня ЕС и Россия. Что такое заниматься гражданской деятельностью в период санкций, в момент, когда на официальном уровне обсуждаются некоторые очень жесткие чувствительные политические и экономические шаги в отношении друг друга? Что в это время делают граждане?
Мы будем говорить и о том, что такое гражданская солидарность. Это тема второго дня. Для нас она также крайне существенна, поскольку, например, российские неправительственные организации, которые приедут на форум, в 2014 году живут совершенно в новой ситуации. В ситуации жесткого давления, преследования. Некоторые организации оказались в этом году в списке иностранных агентов и т. д. Есть некоторый набор совершенно четких и очень чувствительных вызовов для людей, которые работают в гражданской сфере и хотят говорить немножко не в унисон с большинством российских СМИ, и думать не в унисон с большой частью российского общества. И вот вопрос – как их поддерживать? Как проявлять солидарность? Какого рода солидарность нужна? Что мы вообще под этим понимаем? И вопрос этот актуален не только для России, с которой, казалось бы, должна быть солидарна Европа. Мы видим весьма деструктивное развитие демократических процессов, механизмов в таких странах, например, как Венгрия. Да и в Восточной Европе довольно тревожные тенденции. Поэтому нам есть о чем говорить.
У нас пройдет неформальная встреча – дискуссия о ЕС, России и Украине и поисках выхода из этого тупика. Конечно, мы хотим говорить о том, как могут и должны работать гражданские организации с теми темами, которые возникли в свете военного конфликта. Организация "IREX Европа", располагающаяся в Лионе, проведет круглый стол "Ошибка 404", "Почему защита свободы онлайн – это дело каждого". И тут мы ждем целую блистательную плеяду экспертов в области медиа и новых медиа в России, включая Антона Носика, Александра Рыклина, Марину Литвинович, Федора Кравченко. Мы будем говорить о том, как гражданскому обществу и СМИ продолжать работать в интернет-пространстве в условиях новых законодательных ограничений в России касательно онлайн.
– Вы упомянули о том, что некоторые организации, представители которых приезжают в Таллин, сейчас борются против того, чтобы их признали в России официально иностранными агентами. Если кто-то обвинит Гражданский форум ЕС – Россия в том, что он занимается политической деятельностью, что вы ответите?
– Я отвечу очень просто. Политическая деятельность – это борьба за власть. Гражданский форум не занимается борьбой за власть. Но Гражданский форум ЕС – Россия считает, что участие граждан в управлении – это очень важная деятельность. Вот этим мы занимаемся. Естественно, если кто-то настаивает на понимании политической деятельности в том виде, как ее упоминает российское законодательство, то мы, наверное, будем очень долго спорить о формулировках. Мне кажется, что те законы, которые появляются в России, сильно расходятся с духом гражданского развития, который мне бы хотелось видеть в целом для этого пространства Европы и России. Мы не занимаемся политической деятельностью. Мы занимаемся гражданской деятельностью.
Источник: Радио Свобода, 26.11.2014