Russian English

В застенках Лефортово находятся еще двое украинцев по подозрению в шпионаже

Зоя Светова

Российская журналистка и правозащитница Зоя Светова в эфире "Громадского на русском" рассказала о еще двоих украинцах в Лефортово, а также о новом деле против Олега Сенцова и о состоянии Надежды Савченко

- Появилась информация, что кроме четверых крымских узников в Лефортово содержатся еще двое украинцев. Это правда?

- Да, это правда. Я узнала совершенно случайно, что там содержатся двое человек, о которых мало, что известно. Один из них - 73-летний Юрий Солошенко, бывший директор военного завода Знамя в Полтаве. Он обвиняется то ли в контрабанде, то ли в шпионаже. Но сам Солошенко говорил, что он никакой ни шпион. Что абсолютно не виноват ни перед Россией, ни перед Украиной. Украинский консул не может его посетить. Следственные органы его не допускают.

- А кто второй?

- Это Валентин Выговский. 32-летний мелкий предприниматель. Он не сказал, в чем обвиняется, но я знаю от правозащитников из московской Хельсинской группы, что он тоже подозревается в шпионаже. И насколько я понимаю, у обоих украинцев назначены государственные адвокаты. Родственники Солошенко и Выговского живут в Украине, они не могут обеспечить в России им достойную защиту. Это очень обидно, потому что это люди не могут доказать свою невиновность.

- Где эти двое были задержаны? На украинской или российской территории?

- Солошенко был задержан в Москве на вокзале, когда он приехал из Украины, а Выговский был задержан в Симферополе.  Выговский говорит о том, что у него все в порядке, письма от родственников он получает. Следователь обещал ему разрешить позвонить жене. Он ни на что не жалуется. Надо понимать, что, когда в камеры СИЗО приходят правозащитники, с нами вместе приходят сотрудники следственного изолятора, поэтому заключенные не могут говорить нам всего, что они думают.

- Когда вы в последний раз видели Олега Сенцова и Александра Кольченко?

- Я видела Сенцова, Кольченко и Геннадия Афанасьева в прошлую пятницу [30 января], тогда же, когда мы посещали Светлану Давыдову. Я узнала, что Олегу Сенцову предъявлено новое обвинение по статье 222, часть 3. Это незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, взрывных веществ и взрывных устройств. Ему вручили уведомление, но о чем идет речь в этом деле неизвестно. Я связывалась с адвокатами Сенцова, они сказали, что тоже не знают в чем дело и не могут дозвониться до следователя.

- Как Сенцов воспринимает это новое дело?

- Олег держится очень хорошо: с мрачным и ироничным юмором. Он очень достойно переносит все свои тяготы. Читает книги, пишет письма, получает письма и ждет разрешения этой ситуации.

- А в каком настроении Саша Кольченко? Недавно была новость, что крымский суд отказал Кольченко в украинском гражданстве.

- Всегда, когда мы к нему приходим, он говорит, что все у него в порядке и нет никаких проблем. Улыбчивый парень. Он читает книги на украинском языке. Последнее, что я видела у него – это книга Леси Украинки. Я спрашивала у него о том, удалось ли ему подтвердить украинское гражданство. Он говорит пока нет, но будет обжалование. Олегу Сенцову тоже пришло письмо, что он российский гражданин. Он был этим очень возмущен. Украинский консул не может посетить ни Сенцова, ни Кольченко. Его не допускают к ним.

Украинские власти, несмотря на то, что у вас там очень тяжелая ситуация и идет война, должны обратить внимание на украинских узников, которые находятся в России. Например, Надежда Савченко, я видела 3 февраля, сказала, что будет голодать до смерти. Я очень беспокоюсь за ее здоровье.

- Она действительно сильно похудела?

- Она похудела на 15 килограмм. Савченко говорит о том, что пока она себя чувствует хорошо, у нее даже голова не кружится, но она стала замерзать. Ей холодно. Врачи СИЗО говорят, что уже есть анализы, в которых обнаружены нарушения здоровья, могут быть необратимые изменения. Ей капают глюкозу и врачи просили нас уговорить ее принимать что-то еще для поддержания здоровья. Но она ни на что не согласна. У нее очень большая внутренняя сила.

Источник: Новое время, 4.02.2015

Страна: