Russian English

Двое российских военных погибли на армянском полигоне "Алагяз"

23 октября на полигоне "Алагяз" в Армении российский военнослужащий случайно застрелил из автомата сослуживца, после чего покончил с собой, заявила пресс-служба Южного военного округа. По данным ведомства, сообщает "Кавказский узел", солдат-контрактник при сдаче оружия грубо нарушил требования безопасности и непроизвольно выстрелил из автомата, смертельно ранив сослуживца.

Это далеко не первый трагический инцидент, произошедший с военнослужащими 102-й российской военной базы в Гюмри. (База в Гюмри была образована 1 сентября 1994 года. В 2011 году в договор о военной базе были внесены изменения и российские силы получили возможность дислоцироваться в Армении как минимум до 2044 года. Задача военной базы в Гюмри - прикрытие южного фланга России и обеспечение защиты Армении как участника договора о коллективной безопасности).

Подобные инциденты вызывают сильные опасения, так как нет понятных критериев отбора и подготовки российских военнослужащих на базу в Гюмри, заявил эксперт Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян.

"Инцидент вызывает опасения. Не исключено, что кто-то из воинского контингента в состоянии подобного эмоционального аффекта, в силу морально-психологических изъянов, откроет стрельбу в общественном месте", – предположил Меграбян, отметив, что подобные происшествия ставят под сомнение выполнение российской стороной обязательств по обеспечению безопасности.

Армянской стороне должны быть понятны критерии, согласно которым проходит отбор личного состава военной базы, добавил он.

"Армения должна поднять этот вопрос. Инциденты, связанные с российской военной базой - не только ее внутренние проблемы. Воинский контингент не изолирован от общества, и проблема может выплеснуться наружу", - подчеркнул эксперт.

Власти России несут ответственность перед населением страны, на территории которой размещен ее воинский контингент, и должны уделять особое внимание дисциплине на базе, считает глава Ванадзорского офиса Хельсинкской гражданской ассамблеи, правозащитник Артур Сакунц.

"Инциденты носят периодичный характер, и они будут повторяться впредь. Многое, что происходит в ежедневной службе, не становится достоянием общественности, учитывая режимность военной базы", - пояснил Сакунц.

По его мнению, также отсутствует правовая оценка действий военного руководства. "По делу Пермякова, в частности, никто не понес наказания. По каждому отдельному случаю виновные должны быть наказаны. Армения должна поднять вопрос организации службы", - подчеркнул правозащитник.

Напомним, 12 января 2015 года в Гюмри были убиты шесть членов семьи Аветисянов. Обвиняемый в убийстве cолдат-срочник из России Валерий Пермяков был арестован и взят на территории 102-й российской военной базы под усиленную охрану. 23 августа 2016 года суд в Армении осудил Пермякова на пожизненный срок. 4 мая 2017 российский суд признал справедливым вынесенный Пермякову пожизненный приговор, а 18 мая Пермяков был экстрадирован в Россию.

Российская военная база представляет угрозу, так как нет гарантий безопасности для жителей Армении, заявил глава гюмринского журналистского клуба "Аспарез" Левон Барсегян.

По его словам, об инцидентах на базе жители Гюмри часто узнают из уст в уста. "Нас больше всего интересует безопасность горожан. Что значить случайно застрелил сослуживца? С тем же успехом, мог бы и на улице кого-то подстрелить. Нет каких-либо гарантий, что такого не произойдет", - отметил Барсегян, подчеркнув, что инциденты могут быть связаны с отсутствием дисциплины на территории режимного объекта.

По его мнению, власти не в состоянии обеспечить безопасность своих граждан. "Остается вариант самозащиты. Можно, конечно, внедрить гражданский контроль над базой, установить камеры наблюдения. Но это, во-первых, дорогостоящее удовольствие, а во-вторых, не позволят, заявив, что таким образом идет слежка за передвижениями войск", - заключил журналист.

Помимо гибели военнослужащих на полигоне "Алагяз", с 2015 по 2017 в Армении, согласно подсчетам "Кавказского узла", произошло еще 12 инцидентов, связанных с российскими военнослужащими. Статистика "Кавказского узла" основана на собственных материалах и информации из других открытых источников.

Так, в 2017 году произошло пять инцидентов с российскими военнослужащими. В том числе, потасовка 10 сентября на улице Алабяна в Гюмри с участием четырех военнослужащих 102-й российской военной базы, гибель военнослужащего в озере Севан, смерть 22 апреля 2017 года около военной базы в Гюмри было военнослужащего Дмитрия Ялпаева. 18 апреля 2017 года стало известно о пропаже без вести военнослужащего Дмитрия Лошманова. Спустя сутки он был найден в одном из жилых районов Гюмри. А 1 января 2017 года в одном из гостиничных номеров Еревана было найдено тело российского офицера Виктора Емельянова. Причиной смерти была названа острая сердечная недостаточность.

В 2016 году произошло три инцидента с участием российских военнослужащих. 13 октября 2016 года в ходе драки с неизвестными российский военнослужащий получил ножевые ранения. 27 июля 2016 года российский военнослужащий совершил побег. Спустя два дня он был задержан в Ереване. Также, в 2016 году российский контрактник в состоянии алкогольного опьянения пытался ворваться в одну из квартир Гюмри. Позже прокуратура Ширакской области заявила, что оснований для возбуждения уголовного дела нет.

В 2015 году, помимо убийства семьи Аветисянов, произошло еще три инцидента, связанных с российскими военнослужащими. Так, 20 ноября 2015 года в одном из сел Ширакской области найден повешенным контрактник Пограничного управления ФСБ России, близ мемориального комплекса "Мать-Армения" в Гюмри было найдено тело военнослужащего Ивана Новикова. По подозрению в убийстве Новикова был задержан его сослуживец. 8 марта 2015 года в Гюмри найден повешенным военнослужащий Артур Афян, пропавший 21 февраля. Прокуратура сообщила об отсутствии следов насилия на его теле.

Комментариев руководства военной базы по поводу инцидентов пока не поступало. На сайте Минобороны России также пока нет реакции на происшествие на полигоне "Алагяз".