Russian English

Пятидневная война и тридцатилетняя оккупация: зачем нужен грузинский опыт урегулирования конфликта

После распада Советского Союза Россия воспользовалась безответственной риторикой популистов, которые пришли к власти в Грузии. Поляризация общественных настроений оказалась подходящей почвой для внешней поддержки сепаратистских настроений в Абхазии и Южной Осетии. Об этом 2 марта рассказал гражданский активист из Грузии с 20-летним опытом правозащиты Агит Мирзоев во время открытой лекции, которая прошла в рамках инициативы Solidarity Talks при поддержке Международной Хельсинкской Ассоциации.

«Когда имеешь дело с таким соседом, как Россия – надо быть более мобилизованным. Те уроки, которые получили мы в Грузии могут помочь Украине пройти этот путь с минимальными потерями. Это борьба и это борьба не однодневная», — сказал Мирзоев.

Вооруженные конфликты в Грузии назревали еще в 80-х, рассказывает Мирзоев, и трещина, которая появилась в результате распада Советского Союза, усилила политические аспекты, которые начали перерастать в открытое сопротивление.

Гражданский активист также подчеркнул, что с приходом популистов к власти в то время, безответственные политические лозунги усугубляли ситуацию и культивировали дискриминационную политику. Это, по мнению Мирзоева стало почвой для косвенного вмешательства РФ во время военных противостояний с Абхазией в последующие годы.

«В тот момент, когда у Абхазии и Южной Осетии назревали претензии и стали возникать стремления заполучить право на самоопределение, то такие призывы, как «Грузия для Грузин» очень повлияли на повышение политического градуса», — подчеркнул правозащитник.

Мирзоев добавил, что и в девяностых годах Россия поддерживала сепаратистские настроения и диверсионную деятельность в Абхазии и Южной Осетии в условиях нестабильной политической. Таким образом, Грузия на долгие годы оказалась втянутой в политические торги, «разменной монетой» которых, стали реальные военные угрозы.

«У Грузии не было желания вступать в СНГ, это был результат торга за ту военную помощь, которая оказала Россия. Россия, будучи нейтральной стороной, фактически рекомендует прекратить абхазам атаку на Грузии и перейти на первичные позиции. Абхазы прекращают свою действия. Я, конечно, не могу назвать это рекомендациями. Это были военные установки», — объяснил активист.