доктор юридических наук, член Московской Хельсинкской Группы
Главная фигура нынешней стадии войны — Евгений Пригожин — после вывода своего подразделения из украинского города Бахмут предпринял некую политическую акцию. Именно так можно охарактеризовать его турне по ряду российских городов.
Да, мы должны уделять внимание данной фигуре, ничего не поделаешь, таковы особенности политической жизни нынешней России.
Судя по географии указанной поездки глава ЧВК желал показать себя в наиболее крупных городах страны (за исключением столиц): в Екатеринбурге, Владивостоке, Новосибирске и Нижнем Новгороде. В каждом городе он дал пресс-конференцию.
Возникало ощущение, что руководитель одной из российских частных (или частно-государственных, не поймешь толком) армий просто купается в славе. Все же, само по себе турне и подробные ответы на журналистские вопросы непосредственного влияния на ситуацию на фронтах не имели. Г-н Пригожин от души пооткровенничал с участниками пресс-конференций, поговорил на разные темы. Впрочем, на сей раз самообладание ему не было чуждо, чересчур рискованных выпадов как раньше он не допускал. Так, например, он, наконец, определился с тем, кого же он имел в виду, говоря о «счастливом дедушке», который может оказаться вовсе негативным персонажем (мы заменяем данным эвфемизмом более энергичный термин, использованный главой ЧВК). Оказывается, имелся в виду начальник Генерального штаба Валерий Герасимов. Нужно признать, что до выдвижения данной версии наблюдатели думали, что имелась в виду другая персона.
Итак, по мнению Пригожина во всей стране необходимо ввести военное положение. Данную идею, нужно напомнить, выдвигал глава Чечни Рамзан Кадыров. Звучащая весьма радикально данная идея, на наш взгляд, может быть признана именно радикально глупой. Неизвестно, читали ли указанные господа соответствующий закон о военном положении. Какие именно выгоды военного положения эти господа хотели бы использовать? Запрет политических партий, забастовок, митингов и демонстраций? Так они уже фактически запрещены. Усиление охраны общественного порядка? Так Росгвардия, полиция, спецслужбы и кто там еще и так получили уже все возможные полномочия. Особый режим для промышленных предприятий, выпускающих не самую новую боевую технику? Они и так уже работают в три смены. Ограничить выезд граждан за рубежи? Так он уже ограничен для тех, кому припорхнули электронные повестки.
Тогда остается еще то, что может максимально озлобить мирных и (предположим) преданных власти граждан, но ни малейшего влияния на ситуацию на фронтах не окажет. Ну, например, введение комендантского часа (запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток). Или изъятие для нужд обороны имущества у граждан. Или еще: запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования. Очень полезные меры, ничего не скажешь. И еще на каких территориях огромной страны упомянутые господа хотят все это вводить? Может, на всей территории — от Москвы до Находки?
Еще одна идея из той же программы — всеобщая мобилизация, способная вытащить на фронт «под два миллиона» мужчин-россиян. Подспудно данное предложение означает признание того, что в военно-техническом отношении ВСУ уже превосходят ВС РФ. Но главное — то, что для реализации данной меры потребуются гигантские ресурсы и максимальное напряжение сил — всей экономики и, разумеется, всей системы военкоматов. И все это для чего? Для того чтобы, по выражению Пригожина, «через два года освободить Донбасс»? Вот Бахмут, представляющий собой ныне собой скопление дымящихся развалин, ждал своей очереди на «освобождение» почти год. Теперь на очереди еще полсотни городов и городков Западного Донбасса? Хорошая перспектива.
Еще Пригожин предлагает беспроигрышно привлекательную идею — восстановить смертную казнь, прежде всего для применения ее на фронте. Ему следовало бы отметить, что вообще сам он данную меру давно восстановил — на вверенном ему участке фронта. И даже выбрал способ приведения приговора в исполнение. Сказать, что это сильно помогло в решении чисто военных задач, по-моему, нельзя. Но, думается, кому-то именно эта идея главы ЧВК понравятся.
Собственно, вот и вся программа.
Пригожин более уже не касался скользких вопросов о том, кто и зачем начал эту войну. Но констатировал, что война будет, судя по всему, долгой. Его откровения — это откровения полевого командира, который опьянен свалившейся на него славой, и сознает, что пока в нем нуждаются. Ловит момент. Он популярен среди радикальных сторонников войны. Впрочем, это не гарантирует ему гармоничных отношений с другими полевыми командирами. Поскольку он ухитрился в ходе своих выступлений задеть и Рамзана Кадырова (не вполне уважительно отозвавшись о роли полка «Ахмат»). Последний не замедлил отозваться посредством своих соратников — депутата Госдумы Адама Делимханова, председателя чеченского парламента Магомеда Даудова и командира спецназа «Ахмат» Апти Алаудинова. Все они выступили с резкими упреками в адрес главы ЧВК.
Дело в том, что Пригожин действительно не политик. Он сегодня именно полевой командир, и он наживает себе врагов даже среди тех, кто мог бы быть ему союзником. Ситуация выглядит как прелюдия гражданской войны. Буквально. Хотя несущая конструкция власти цела, и Путин пока концентрирует в руках основные полномочия. Эта ситуация может в определенной мере измениться, если российская армия потерпит еще одно чувствительное поражение и вынуждена будет снова отступить.
Мы видим, что и на фланге сторонников войны вызревают противоречия, и любые неудачи эти противоречия лишь обострят.
Пока что «стояние» вдоль линии соприкосновения, 1600-километровой линии фронта, продолжается, и, похоже, что украинская сторона сейчас более всего озабочена поиском слабых мест, брешей в российской обороне. Скорее всего, и атака украинских дронов на Москву также была прощупыванием возможностей ПВО вокруг столицы. Возможно, также смысл этой атаки состоял в том, чтобы заставить руководство ВС РФ оттянуть к Москве часть противоракетных систем.
В этом же контексте следует, вероятно, рассматривать и атаки ВСУ либо ассоциированных с ними частей так называемого Русского добровольческого корпуса на приграничные населенные пункты Белгородской области. Бои там, судя по числу участвовавших в операции украинских танков (разным оценкам от пяти до восьми), были не шуточные. И разрушения в центре российского городка Шебекино весьма серьезные, хотя они, конечно, просто несравнимы с разрушениями украинских городов, оказавшихся на линии фронта. Но, так или иначе, украинское военное руководство, судя по всему, ищет какие-то нестандартные решения для начала наступательной операции.
Российские войска после занятия Бахмута (по информации украинской стороны на его юго-западных окраинах все еще идут спорадические бои) активности не проявляют. Впрочем, атаки крылатых ракет и дронов на Киев и другие города Украины не прекращаются. В чем состоит цель этих регулярных обстрелов, экспертное сообщество уже много раз обсуждало. Тут и психологическое давление на население, и стремление истощить запасы противоракет, которыми располагает ПВО Украины. Пока что очевидным результатом этих атак являются очередные жертвы среди мирного населения.
И от военно-политических новостей к культурно-политическим. Стало известно, что Данила Козловский не будет играть на сцене своего Малого драматического театра в Санкт-Петербурге до конца года — формально он ушел в творческий отпуск. Спектакли с его участием отменены. Но известно, что Генпрокуратура объявила его подозреваемым по делу, связанному с тем, что в один из дней сразу после вторжения российских войск в Украину Козловский оставил антивоенный пост в социальной сети — довольно большой текст, в котором артист дал жесткие оценки действиям людей, развязавших войну. Отдадим должное ему. Среди миллионов его поклонников — огромный слой яростных сторонников войны. Несмотря на это, Данила Козловский подтвердил свою позицию и в определенной мере за это поплатился. Вероятно, большинство зрителей знают его по киноролям, но в последние годы главной для него была работа на сцене.
В советское время в течение нескольких лет запрещали к показу фильмы с участием Савелия Крамарова после его отъезда на Запад. Можно вспомнить еще некоторые примеры. Из истории примерно 50-летней давности.
Писатель и публицист Виктор Шендерович был вынужден отменить свои творческие встречи в нескольких городах Грузии. Представители властей этой страны 2 июня в аэропорту Тбилиси сообщили ему, что въезд на территорию страны ему запрещен. О нынешних властях Грузии нужно бы сказать особо.
Начать следует с того, что при Путине российской государство, используя сепаратистские движения в Абхазии и Южной Осетии, по сути дела, оккупировало примерно четверть территории Грузии. В этой связи все отношения между странами, включая дипломатические, оказались разорваны, а грузинский президент Михаил Саакашвили, стал кровным врагом, объектом ненависти российского диктатора. Разумеется, эти чувства были взаимны. Но в 2013 году Саакашвили покинул президентский пост, а его партия утратила статус правящей.
Пришедшая ей на смену партия «Грузинская мечта», возглавляемая миллиардером Иванишвили, в основу своей политики положила идею компромисса с могущественным соседом с учетом текущих экономических интересов граждан Грузии, ее бизнесменов. Эта группа политиков в основном пыталась и пытается уходить от обострения отношений с Россией. Можно предположить, что такая политика пользуется поддержкой части населения. За последние годы власти Грузии смогли добиться в отношениях двух государств безвизового режима, а совсем недавно и возобновления прямого авиасообщения.
Платой за эти подвижки является, в частности, негласное решение грузинских властей отказывать во въезде некоторым российским критикам режима Путина. Такой реверанс в адрес российского диктатора. Виктор Шендерович не первый из тех россиян — оппонентов российского режима, кому власти Тбилиси отказали во въезде, но, думаю, самый известный.
Не очень красивый компромисс. Но группировка Иванишвили пока держится у власти, а значит, определенная поддержка электората у нее есть.
Депутаты Сейма Латвии после трех раундов голосования избрали президентом Латвийской Республики Эдгара Ринкевича. Это довольно молодой (49 лет), но очень опытный латвийский политик, почти 12 лет занимавший пост министра иностранных дел при разных правительствах и президентах. Он один из тех политиков, которые приветствовали перемещение в Латвию оппозиционных российских СМИ, политических и общественных деятелей, выступавших с критикой российского политического режима. Он и приветствовал этот процесс, и содействовал ему.
Свою позицию по отношению к войне, развязанной Путиным против Украины он выражал неоднократно. В частности, 12 июня 2022 года он написал такой пост: «Желаю России поражения в агрессивной войне против Украины, отказа от имперских амбиций и построения современного, демократического и правового государства». Не так давно он высказался и относительно призыва «Дерусифицировать Латвию!»: «…Если возникнет необходимость, и я буду видеть, что это наилучший вариант, я буду говорить на русском… Латышский язык — главный. Но, знаете, когда я иной раз слышу клич „Atkrievisko Latviju!“, то я бы сказал „Latvisko Latviju“. И тут уже немного другая, более позитивная коннотация».
Источник: Спектр, 05.06.2023