Russian English

Почему Лукашенко не может быть уполномоченным по проблемам предпринимательства

Олег Гулак

Председатель РПОО «Белорусский Хельсинкский комитет» Олег Гулак отвечает на вопрос журналистов, считают ли правозащитники Александра Лукашенко своим коллегой.

Напомним, что на минувшей неделе Александр Лукашенко, встречаясь с представителями деловых кругов, заявил, что лично выполняет в стране роль уполномоченного по проблемам предпринимательства.

- То же самое Александр Лукашенко говорил вообще об уполномоченном по правам человека, - говорит председатель БХК Олег Гулак. – Конечно, к этому можно по-разному относиться. Можно увидеть в этом некоторое давление, попытку вообще свернуть всякие дискуссии на эту тему.

Но если президент называет себя главным защитником прав, в том числе и бизнеса, то я бы с этим не спорил, а предложил посмотреть на проблему таким образом: по Конституции президент отвечает за все вопросы государственные – у него очень много полномочий. Вот кто-нибудь сомневается, например, что глава государства в ответе за экономику?

- Думаю, вряд ли…

- Но экономикой у нас занимается очень много людей: от министра до всяких разных специалистов различного уровня. Есть даже вице-премьер, курирующий экономический блок вопросов. Так вот чтобы президент мог более качественно выполнить свою функцию по защите бизнеса и по защите прав человека, ему хорошо было бы иметь соответствующие структуры, которые занимались бы именно этими вопросами.

Потому что защитой бизнеса у нас сегодня не занимается вообще никто. Точно также, как и правами человека. Нет специальных государственных органов, которые отвечали бы именно за это направление. И с этой точки зрения, чтобы президенту было легче выполнить свою функцию, хорошо бы создать структуру, которая держала бы в фокусе именно эту тему и не отвлекалась бы на вопросы, например, зарабатывания денег в бюджет. Которая рассматривала бы бизнес не как источник пополнения казны, а видела бизнес как самостоятельного игрока, у которого есть свои интересы. И с этой точки зрения мне кажется, что специальный орган уполномоченного был бы крайне полезен.

- Ну и к омбудсмену каждый бизнесмен, чьи права были ущемлены или нарушены, может в любой момент попасть на прием…

- Конечно, подразумевается, что возможность принимать информацию о проблемах должна быть. Будут ли компетенции у омбудсмена кому-то указывать – это вопрос. Но выслушать и донести позицию бизнеса до президента или правоохранительных органов – это тоже крайне важно. А что касается приема предпринимателей, то у президента и без этого дел хватает. Да и министров ведь тоже нужно принимать, беседовать с ними…

- Олег, вы правозащитник со стажем. Лукашенко считает, что он тоже в каком-то смысле защищает права людей, в последнем конкретном случае – права бизнеса. Готовы признать его коллегой?

- Я так и говорю всегда: президент поднял вопрос прав человека на самый высокий уровень – на свой уровень.

А если серьезно, то хорошо бы, если бы он имел возможность во всем этом более глубоко разобраться. Вернее, необходимо, чтобы кто-то специально обученный помог ему это сделать. Потому что правозащитная деятельность – это в том числе и специальные знания, которых может не быть даже у президента. И когда речь идет об уполномоченном по правам человека или проблемам бизнеса, то, на мой взгляд, одного человека здесь мало – должен быть создан специальный орган. Потому что должна вестись большая системная работа. И это как раз тот случай, когда один в поле не воин.

- Как думаете, почему главу Совета по развитию предпринимательства Александра Турчина не сделали уполномоченным по вопросам бизнеса?

- Нужно различать работу по развитию бизнеса и по защите прав бизнеса. Совет – это не постоянно действующий орган, он собирается время от времени, а значит, и работоспособность его соответствующая. И те, кто представляет в этом совете интересы власти, приходят на заседания со своими государственными, должностными взглядами. А я говорю о том, что должен быть создан специальный орган, который будет заниматься именно защитой прав – это совершенно другой ракурс, совершенно другой взгляд на то, что происходит.

Например, почему-то никто не спорит, что в суде должен быть судья, прокурор и адвокат. И невозможно объединить под крышей одного органа функции обвинения и защиты, потому что нормально, когда обвинитель и адвокат видят ситуацию каждый со своей колокольни. У адвоката и прокурора изначально разная логика, разный подход. Так и с бизнесом: одна задача – зарабатывать деньги, другая – защищать права предпринимателей.

Правда, пока сторону защиты бизнеса у нас никто не представляет. Кроме самих бизнесменов. А их возможности сегодня, как ни крути, ограничены…

Источник: Белорусский партизан, 26.12.2017

Страна: